Энергоэффективность и качество электроэнергии в сетях 220 кВ, питающих тяговые подстанции, в режимах рекуперативного торможения
Автор:
Крюков, А. В.
Суслов, К. В.
Черепанов, А. В.
Крюков, А. Е.
Kryukov, Andrey V.
Suslov, Konstantin V.
Cherepanov, Aleksandr V.
Kryukov, Aleksandr E.
Дата:
2024-11Журнал:
Журнал Сибирского федерального университета. 2024 17(7). Journal of Siberian Federal University. Engineering & Technologies. 2024 17(7)Аннотация:
Использование рекуперативного торможения позволяет получить значительное
сокращение энергозатрат на осуществление процессов перевозок грузов и пассажиров; при этом
снижается негативное воздействие на окружающую среду за счет уменьшения выбросов диоксида
углерода. Однако режимы рекуперации характеризуются повышенным потреблением реактивной
мощности электровозами, что приводит к ряду негативных эффектов: увеличивается несимметрия
напряжений в сетях, питающих тяговые подстанции; возрастают потери активной мощности
в линиях электропередачи и трансформаторах. Для количественной оценки положительных
и отрицательных эффектов рекуперации разработаны цифровые модели системы тягового
электроснабжения двухпутного участка железной дороги с тяговыми сетями 25 кВ и определены
режимы их работы при движении поездов. Расчеты выполнялись с помощью программного
комплекса Fazonord, версия 5.3.4.1–2024 для двух режимных ситуаций. В первой – рекуперативное
торможение не использовалось, а во второй – осуществлялось. Анализировались следующие
показатели: активное и реактивное электропотребление; напряжения на пантографах электровозов;
несимметрия на шинах 220 кВ тяговых подстанций (ТП); потери активной мощности на головном
участке питающей ЛЭП и трансформаторах ТП. Полученные результаты позволили сделать
следующие выводы: в режимах с рекуперацией суммарные расходы активной энергии на движение
поездов снижаются на 24…27 %, реактивное электропотребление увеличивается в 1,6 раза;
средние величины напряжений на токоприемниках электровозов уменьшаются на 4,4 %.
Кроме того, наблюдается ухудшение качества электроэнергии по несимметрии и рост потерь
активной мощности в трансформаторах и ЛЭП. Предложенная методика является универсальной
и может использоваться для анализа режимов систем электроснабжения различной структуры
и конструктивного исполнения The use of regenerative braking allows for a significant reduction in energy costs for the
processes of transporting goods and passengers; At the same time, the negative impact on the environment
is reduced by reducing carbon dioxide emissions. However, recuperation modes are characterized by
increased consumption of reactive power by electric locomotives, which leads to a number of negative
effects: voltage asymmetry in the networks feeding traction substations increases; active power losses
in power lines and transformers increase. To quantify the positive and negative effects of recovery,
digital models of the traction power supply system for a double-track section of the railway with 25 kV
traction networks have been developed and their operating modes during train movement have been
determined. Calculations were performed using the Fazonord software package, version 5.3.4.1–2024
for two regime situations. In the first, regenerative braking was not used, but in the second, it was. The
following indicators were analyzed: active and reactive power consumption; voltages on pantographs
of electric locomotives; asymmetry on busbars of 220 kV traction substations; losses of active power at
the head section of the supply power line and transformers. The results obtained allowed us to draw the
following conclusions: in recuperation modes, the total active energy consumption for train movement
is reduced by 24…27 %, reactive power consumption increases by 1.6 times; the average voltage values
on the current collectors of electric locomotives decrease by 4.4 %. In addition, there is a deterioration
in the quality of electricity due to asymmetry and an increase in active power losses in transformers
and power lines. The proposed technique is universal and can be used to analyze the modes of power
supply systems of various structures and designs