Компаративистский подход в исследовании межвидовых взаимодействий невербальных искусств: на примере изучения музыки и архитектуры Сейченто
Автор:
Бакуто, С. В.
Bakuto, Svetlana V.
Дата:
2024-10Журнал:
Журнал Сибирского федерального университета. 2024 17(10). Journal of Siberian Federal University.Humanities & Social Sciences 2024 17(10)Аннотация:
Статья посвящена малоизученной и дискутируемой теме взаимодействия
музыки и архитектуры, которая рассматривается в контексте современной
методологической проблематики. Знаками обсуждения возможной связи временного
и пространственного видов искусств стали выразительные метафоры известных
авторов о том, что «музыка – окаменевшее царство звуков» (И. В. фон Гёте),
а «архитектура – это застывшая музыка» (Ф. Шлегель). Современными учёными-
музыковедами предпринимаются попытки обоснования межвидовой связи
посредством изучения терминологического аппарата (И. Н. Вановская, С. В. Бакуто),
интермодальных принципов в ритмической организации формы (Л. Б. Фрейверт),
фактуры в аспекте синтеза искусств (Т. Н. Красникова), общего образного строя
готической архитектуры и музыки И. С. Баха (Н. А. Эскина). Привлекая возможности
компаративного подхода и экстраполируя его методы в музыковедческую область, автор
ставит основной целью выявление типологических схождений между музыкальными
и архитектурными произведениями сквозь призму пространственно-временных
представлений. В качестве предмета исследования избираются жанр concerto grosso
и садово-парковый архитектурный ансамбль эпохи seicento. Оба явления были рождены
в Италии, их лучшие образцы репрезентируют итальянскую барочную традицию The article is devoted to the poorly studied and debated topic of the interaction
between music and architecture, which is considered in the context of modern methodological
issues. Signs of the discussion of the possible connection between the temporal and spatial
types of arts were the expressive metaphors of famous authors that “music is the petrified
kingdom of sounds” (J. W. von Goethe), and “architecture is the frozen music” (F. Schlegel).
Modern musicologists are making attempts to substantiate interspecific communication by
studying the terminological apparatus (I. N. Vanovskaya), the intermodal principles in the
rhythmic organization of form (L. B. Freivert), the texture in the aspect of the synthesis of
arts (T. N. Krasnikova), the general figurative structure of Gothic architecture and music
by J. S. Bach (N. A. Eskin). Attracting the methodological capabilities of the comparative
approach and extrapolating his methods into the musicological field, the author sets the
main goal of identifying typological similarities between musical and architectural works
through the prism of spatio-temporal representations. The genre of concerto grosso and the
landscape gardening architectural ensemble of the seicento era are chosen as the subject of
research. Both phenomena were born in Italy, their best examples representing the Italian
Baroque tradition