«Третье место» в повседневности молодых мигрантов дальневосточных городов
Автор:
Винокурова, А. В.
Ардальянова, А. Ю.
Vinokurova, Anna V.
Ardalyanova, Anna Yu.
Дата:
2024-10Журнал:
Журнал Сибирского федерального университета. 2024 17(10). Journal of Siberian Federal University.Humanities & Social Sciences 2024 17(10)Аннотация:
Представленное в данной статье исследование опирается на концепт,
предложенный Р. Ольденбургом, согласно которому «третьи места» – это пространства,
где люди проводят время между домом («первое место») и работой («второе место»).
Применительно к нашей работе – это городские пространства, где молодые мигранты
встречаются, общаются, выстраивают различные неформальные отношения. В качестве
основных исследовательских кейсов нами были отобраны дальневосточные города –
Якутск, Хабаровск, Владивосток; «третьи места» в этих городах – этнические кафе
и мечети (молельные дома). Внимание было сфокусировано на молодых мигрантах
(18–35 лет) – выходцах из стран Центральной Азии. Цель работы заключалась
в том, чтобы выявить, как именно эти «третьи места» в дальневосточных городах
используются, адаптируются, (вос)создаются мигрантами через призму их жизненного
опыта, социальных характеристик; насколько полно они удовлетворяют потребности
в социальном и деловом взаимодействии, общении, культурные, религиозные
потребности. Исследование выполнено на основе комплексного подхода с опорой
на данные региональной статистики и качественные социологические методы
(неформализованное интервью). Результаты показали, что посещение молодыми
мигрантами «третьих мест» имеет некоторые различия в зависимости от их
социального статуса, возраста, пола, рода занятий и др. «Третьи места» поддерживают
чувство сопричастности, принадлежности к референтной группе, формируют более
прочные горизонтальные связи между вновь прибывшими мигрантами и теми, кто
находится в дальневосточных городах более продолжительное время The research presented in this article is based on the concept proposed by
R. Oldenburg, according to which “third places” are spaces where people spend time
between home (“first place”) and work (“second place”). In relation to our work, these
are urban spaces where young migrants meet, communicate, and build various informal
relationships. As the main research cases, we selected Far Eastern cities – Yakutsk,
Khabarovsk, Vladivostok; “third places” in these cities are ethnic cafes and mosques
(houses of prayer). Attention was focused on young migrants (18–35 years old) from Central
Asian countries. The goal of the work was to identify exactly how these “third places”
in Far Eastern cities are used, adapted, (re)created by migrants through the prism of their
life experience and social characteristics; how fully they satisfy the needs for social and
business interaction, communication, cultural, religious needs. The study was carried out on
the basis of an integrated approach based on regional statistics and qualitative sociological
methods (informal interviews). The results showed that young migrants’ visits to “third
places” have some differences depending on their social status, age, gender, occupation,
etc. “Third places” support a sense of belonging, belonging to a reference group, and form
stronger horizontal connections between newlyweds. arriving migrants and those who have
been in Far Eastern cities for a longer period of time