Категория возвышенного и искусство архитектуры в эстетике И. Канта
Автор:
Пименова, Н. Н.
Pimenova, Natalya N.
Дата:
2024-07Журнал:
Журнал Сибирского федерального университета. 2024 17(7). Journal of Siberian Federal University.Humanities & Social Sciences 2024 17(7)Аннотация:
Интере с данного исследования лежит в поле эстетики
архитектуры, и именно поэтому оно проводится на материале анализа первой
части фундаментального труда И. Канта «Критика способности суждения»,
его главного сочинения в русле эстетики. Текст «Критики эстетической
способности суждения» рассмотрен с позиции содержания двух ключевых
эстетических категорий – прекрасного и возвышенного. Также в исследовании
рассматривается систематизация видов искусства в труде И. Канта, в основе
которой положены слово, жест или тон как средства сообщения, выражения.
Архитектура, согласно И. Канту, входит в группу изобразительных искусств, или
«искусств выражения идей в чувственном созерцании». Уже это указывает на то,
что основы просуществовавшего до XVIII века витрувианского представления
об архитектуре как о союзе исключительно пользы, прочности и красоты, несколько
смещены в представлении об архитектуре как виде искусства у Канта. И тот
факт, что в примерах возвышенного философ все же рассматривает и памятники
архитектуры, позволяет обнаружить внутреннее противоречие: архитектура
способна привести только к прекрасному, но в то же время именно она позволяет
ярко проиллюстрировать возвышенное. И этот момент позволяет обнаружить
поворот в эстетике, позволивший впоследствии взглянуть на архитектуру как
на вид искусства, способный проводить сверхчувственные идеи The interest of this study lies in the field of architectural aesthetics, and that is
why it is carried out on the basis of the analysis of the first part of I. Kant’s fundamental
work «Critique of Judgment», his main work in the mainstream of aesthetics. The text of
the «Critique of Aesthetic Judgment» is examined from the perspective of the content of
two key aesthetic categories – the beautiful and the sublime. The study also examines the
systematization of types of art in the work of I. Kant, which is based on the word, gesture
or tone as a means of communication and expression. Architecture, according to I. Kant, is
part of the group of fine arts, or «the arts of expressing ideas in sensory contemplation». This
already indicates that the foundations of the Vitruvian idea of architecture, which existed
until the 18th century, as a union of exclusively utility, strength and beauty, are somewhat
displaced in Kant’s idea of architecture as an art form. And the fact that the philosopher
still considers architectural monuments as examples of the sublime allows us to discover
an internal contradiction: architecture can only lead to the beautiful, but at the same time
it is precisely it that allows us to vividly illustrate the sublime. And this moment allows us
to detect a turn in aesthetics, which subsequently made it possible to look at architecture
as an art form capable of carrying out supersensible ideas