Формирование монастырского хора в России XVI–XVII вв. (на примере Иосифо-Волоколамского монастыря)
EDN:
TUQDIZURI (для ссылок/цитирований):
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/153221Автор:
Парфентьев, Н. П.
Парфентьева, Н. В.
Parfentiev, Nikolai P.
Parfentieva, Natalia V.
Дата:
2024-07Журнал:
Журнал Сибирского федерального университета. 2024 17(7). Journal of Siberian Federal University.Humanities & Social Sciences 2024 17(7)Аннотация:
Древнерусские монастыри были важнейшими центрами
профессионально-музыкальной культуры, развивавшейся в результате деятельности
мастеров церковного хорового искусства. Документальные источники донесли
до нас сведения о том, как проходило формирование состава хоров и исполнение
певчими (клирошанами) и их руководителями (головщиками, уставщиками) своих
обязанностей, а также каковы были особенности их содержания. Оказалось, что
крупные монастыри постоянно испытывали недостаточность певчих, поэтому
в жизни клирошан обычными становятся их переходы из обители в обитель для
службы на правах краткосрочного найма. Редкая полнота сохранности документов
Иосифо-Волоколамского монастыря позволяет восстановить картину данного
явления для некоторых периодов XVI–XVII вв. В статье авторы также приходят
к выводу, что состояние и развитие церковно-певческого искусства в этом монастыре,
где определяющим являлось ориентирование на «московское пение», позволяют
полагать, что подобным образом в тесной связи с крупными региональными
певческими центрами развивались творческие традиции и других монастырей
России. Со временем здесь создавались бесценные памятники искусства, среди
которых особое место занимают музыкальные произведения Old Russian monasteries were the important centers of professional musical
culture, which developed as a result of the activities of masters of church choral art.
Documentary sources have brought to us information about how the formation of the choirs
took place, how monastery singers and their leaders (choir directors, choir conductors)
performed their duties, as well as what were the features of their material maintenance. It
turned out that large monasteries constantly experienced a shortage of singers, so in the
life of choir members it became common for them to move from one monastery to another
to serve on a short-term basis. The rare completeness of preservation of the documents of
the Ioseph-Volokolamsky monastery makes it possible to reconstruct the picture of this
phenomenon for some periods of the 16th-17th centuries. In the article, the authors also come
to the conclusion that the state and development of church singing art in this monastery,
where the orientation towards “Moscow singing” was decisive, suggests that the creative
traditions of other monasteries in Russia developed in a similar way in close connection
with one or the other large regional singing centers. Overtime, priceless artworks are
created here. Among them, musical works also occupy a special place