Научно-художественные инновации в советском изобразительном искусстве 1919–1930 годов
EDN:
LPQAXYURI (для ссылок/цитирований):
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/153217Автор:
Дегтяренко, К.А.
Копцева, Н. П.
Менжуренко, Ю. Н.
Degtyarenko, Kseniya A.
Koptseva, Natalia P.
Menzhurenko, Yulia N.
Дата:
2024-07Журнал:
Журнал Сибирского федерального университета. 2024 17(7). Journal of Siberian Federal University.Humanities & Social Sciences 2024 17(7)Аннотация:
В статье представлены результаты культурологического и теоретико-
искусствоведческого исследования новых культурных и художественных практик,
которые осуществлялись в 1919–1930 гг. и предопределили трансформационные
процессы в российской культуре, которые привели к появлению ее принципиально
нового качества, закрепившегося в понятии «советская культура». Проанализированы
три научно-художественных инновационных проекта: «Город будущего» Георгия
Тихоновича Крутикова, «Психотехническая лаборатория» ВХУТЕИНа и «политический
карнавал» в честь открытия парка М. Горького (1929 год), которые выступают
репрезентантами новых культурных практик данного периода истории советской
культуры и советского искусства. Рассмотрены основные этапы формирования
и развития концепции Н. А. Ладовского, связанной с теорией архитектуры
и архитектурной педагогикой, а также зафиксированы научно-практические достижения
в выявлении особенностей восприятия, средств воздействия геометрических форм
в качестве создания и деятельности психотехнической лаборатории ВХУТЕИНа.
Рассмотрены научно-инновационные аспекты репрезентативного феномена «карнавал»,
раскрывающего особенности конструирования советской культуры в конце 1920-х гг. The article presents the results of a cultural and theoretical- art study of new
cultural and artistic practices that were carried out in 1919–1930 and predetermined the
transformation processes in Russian culture, which led to the emergence of its fundamentally
new quality, entrenched in the concept of “Soviet culture”. Three scientific and artistic
innovative projects are analyzed: “City of the Future” by Georgy Tikhonovich Krutikov,
“Psychotechnical Laboratory” of VKHUTEIN and “political carnival” in honor of the
opening of M. Gorky Park (1929), which represent new cultural practices of this period in the
history of Soviet culture and Soviet art. The main stages of the formation and development
of N. A. Ladovsky’s concept are considered, associated with the theory of architecture
and architectural pedagogy, and also recorded scientific and practical achievements in
identifying the characteristics of perception, the means of influencing geometric forms as
the creation and activity of the psychotechnical laboratory of VHUTEIN. The scientific and
innovative aspects of the representative phenomenon “carnival” are considered, revealing
the features of the construction of Soviet culture in the late 1920s.