Институт «нежелательных организаций» в России: неустранимые дефекты законодательного нормирования
Автор:
Кондрашев, А.А.
Kondrashev, Andrey A.
Дата:
2024-06Журнал:
Журнал Сибирского федерального университета. 2024 17(6). Journal of Siberian Federal University.Humanities & Social Sciences 2024 17(6)Аннотация:
В статье исследуются правовые основы абсолютно нового для
российского и зарубежного конституционного законодательства института, так
называемых нежелательных организаций. Под ними понимаются как международные
неправительственные организации, так и частные фонды и СМИ, которые с точки
зрения российского законодателя представляют «угрозу основам конституционного
строя Российской Федерации, обороноспособности страны или безопасности
государства». При этом российский закон не формализует ни основания, ни критерии
какой-либо противоправности при признании организации нежелательной,
одновременно вводя крайне тяжелые последствия для участников и руководителей
таких организаций в форме административной и уголовно-правовой ответственности
при продолжении деятельности на территории Российской Федерации. В статье
автор анализирует историю возникновения в российском праве такого уникального
политизированного правового института и указывает основные юридические
недостатки такого правового регулирования: 1) закон не отвечает требованиям правовой
определенности, справедливости, разумности и непротиворечивости правового
регулирования; 2) закон дискриминирует и вводит ничем не обоснованные ограничения
для реализации конституционных прав граждан без признания в судебном порядке
факта правонарушения; 3) закон не устанавливает никакой внятной юридической
процедуры признания организации нежелательной; 4) закон вводит меры публично-
правовой ответственности, помимо уголовно-правовой и административно-правовой
ответственности вне установления факта правонарушения; 5) закон политически
мотивирован и применяется почти исключительно к организациям, которые
контролируются оппозиционными политиками, находящимися за рубежом или
получают финансирование от иностранных государств (научные и исследовательские
организации). Автор приходит к выводу, что такой институт не соответствует
конституционным основам российской государственности (ст. 1, 3, 14, 19 Конституции),
политически мотивирован и отменяет целый ряд конституционных прав и свобод
(право на свободу слова, свободу объединений, гарантии судебной защиты). The article examines the legal foundations of the institute of so-called “undesirable
organizations”, which is absolutely new for Russian and foreign constitutional legislation.
They mean international non-governmental organizations, as well as private foundations
and the media, which, from the point of view of the Russian legislator, pose “a threat to the
foundations of the constitutional system of the Russian Federation, the country’s defense
capability or the security of the state.” At the same time, the Russian law does not formalize
either the grounds or criteria for any illegality in recognizing an organization as undesirable,
while at the same time introducing extremely severe consequences for participants and heads
of such organizations in the form of administrative and criminal liability when continuing
activities on the territory of the Russian Federation. In the article, the author analyzes how
the history of the emergence of such a unique highly politicized legal institution in Russian
law, and indicates the main legal disadvantages of such legal regulation: 1) the law does not
meet the requirements of legal certainty, fairness, reasonableness and consistency of legal
regulation; 2) the law discriminates and imposes unjustified restrictions on the exercise
of constitutional rights of citizens without judicial recognition of the fact of an offense;
3) the law does not establish any clear legal procedure for recognizing an organization as
undesirable; 4) the law introduces measures of public liability, in addition to criminal and
administrative liability, without establishing the fact of an offense; 5) the law is politically
motivated and applies almost exclusively to organizations that are controlled by opposition
politicians located abroad or receive funding from foreign countries (scientific and research
organizations). The author concludes that such an institution does not comply with the
constitutional foundations of Russian statehood (Articles 1, 3, 14, 19 of the Constitution),
is politically motivated and cancels a number of constitutional rights and freedoms (the
right to freedom of speech, freedom of association, guarantees of judicial protection)