Стратегия легитимации нецензурной лексики в публичном дискурсе как реализация деструктивной идеологии
Автор:
Евсеева, И. В.
Славкина, И. А.
Evseeva, Irina V.
Slavkina, Inga A.
Дата:
2024-05Журнал:
Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки 2024 17 (5). Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 2024 17(5)Аннотация:
Рассматривается стратегия легитимации использования нецензурной
лексики в публичном пространстве как реализация деструктивной идеологии,
подрывающей национальные основы РФ. Показано пошаговое действие технологии
«Окно Овертона», внедряющей в сознание людей с конца ХХ в. мысль о том, что мат
в русском языке исторически обусловлен и является неотъемлемой частью культуры
русского народа. Применение этой технологии с целью планомерной вульгаризации
русского языка, говорит о том, что русский язык выступает одной из мишеней
информационно-психологической
войны,
ведущейся против РФ. Одним из ярких
примеров доведения технологии «Окно Овертона» до финального этапа является
использование сегодня нецензурной лексики на товарах народного потребления при
их широком распространении через маркетплейсы.
На материале современных текстов-описаний
к товарам народного потребления
с нецензурными надписями, размещенных в интернет-магазине
Wildberries,
выявлена манипулятивная стратегия легитимации русского мата, реализованная
посредством ряда тактик речевого воздействия. Отношение молодежи к товарам
народного потребления с «матерным принтом» осуществлено посредством анализа
и лингвистического описания результатов проведенного анкетирования студентов.
Результаты исследования могут быть применены в образовательном процессе
при реализации учебных курсов коммуникативной направленности и дисциплин,
отображающих состояние современного русского языка, а также при проведении
лингвистической экспертизы текстов, содержащих нецензурную лексику The article considers the strategy of legitimizing the use of in public space as a realization of destructive ideology that undermines the national security of the Russian Federation. It shows the step-by-step action of the technology “Overton Window”, which introduces into people’s consciousness since the late twentieth century the idea that the obscenities in the Russian language is historically conditioned and is an integral part of the culture of the Russian people. The use of this technology for the purpose of systematic vulgarization of the Russian language shows that the Russian language is one of the targets of information and psychological warfare waged against the Russian Federation. One of the vivid examples of bringing the “Overton Window” technology to the final stage is the use of obscene language on consumer goods in their widespread distribution through marketplaces.
On the material of modern texts-descriptions of consumer goods with obscene inscriptions, posted in the online store Wildberries, the manipulative strategy of legitimization of Russian obscene language, realized through a number of tactics of speech impact, is revealed. The attitude of young people to consumer goods with “maternity print” is carried out by analyzing and linguistically describing the results of the conducted questionnaire survey of students.
The results of the study can be applied in the educational process in the implementation of training courses of communicative orientation and disciplines reflecting the state of the modern Russian language, as well as in the linguistic examination of texts containing obscene vocabulary