Показать сокращенную информацию

Булатов, Ю. Н.ru_RU
Крюков, А. В.ru_RU
Суслов, К. В.ru_RU
Bulatov, Yuri N.en
Kryukov, Andrey V.en
Suslov, Konstantin V.en
2024-05-13T02:45:16Z
2024-05-13T02:45:16Z
2024-05
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/152879
Создание в зданиях производственных котельных небольших по мощности теплоэлектроцентралей (ТЭЦ), обеспечивающих комбинированное производство электрической и тепловой энергии, позволяет повысить эффективность электроэнергетического производства. Сказанное в полной мере относится к стационарной энергетике железнодорожного транспорта. Однако из-за влияния однофазной и нелинейной тяговой нагрузки системы электроснабжения железных дорог (СЭЖД) переменного тока характеризуются пониженным качеством электроэнергии по отклонениям напряжений, несимметрии и гармоническим искажениям. Поэтому для обеспечения надежного функционирования генераторов мини-ТЭЦ требуется разработка специальных методов и средств, а также применение эффективных алгоритмов автоматического регулирования напряжения и частоты. Применение мини-ТЭЦ в системах электроснабжения позволяет эффективно регулировать напряжения и частоту в узлах нагрузки. Однако при этом возникает задача настройки автоматических регуляторов, предназначенных для управления возбуждением генераторов и частотой вращения турбин. Для ее решения могут эффективно использоваться прогностические алгоритмы, что позволяет ускорить процесс ввода в эксплуатацию мини-ТЭЦ. В статье приводится описание моделей самонастраивающихся прогностических регуляторов напряжения и частоты турбогенераторных установок, работающих в СЭЖД с двигательной нагрузкой. Результаты компьютерного моделирования показали, что применение таких регуляторов улучшает процессы регулирования параметров в переходных режимах; при этом дополнительно улучшается качество электроэнергии по несимметрии и несинусоидальностиru_RU
The creation of small-capacity combined heat and power plants (CHPs) in industrial boiler house buildings, providing combined production of electrical and thermal energy, makes it possible to increase the efficiency of electrical power production. The above fully applies to the stationary energy sector of railway transport. However, due to the influence of single-phase and nonlinear traction loads, AC railway power supply systems (RPSS) are characterized by reduced power quality in terms of voltage deviations, asymmetry and harmonic distortions. Therefore, to ensure reliable operation of mini-CHP generators, the development of special methods and means is required, as well as the use of effective algorithms for automatic voltage and frequency control. The use of mini-CHP in power supply systems makes it possible to effectively regulate voltage and frequency at load nodes. However, this raises the problem of setting up automatic regulators designed to control the excitation of generators and the rotation speed of turbines. To solve this problem, predictive algorithms can be effectively used, which speeds up the process of commissioning mini-CHP. The article provides a description of models of self-adjusting predictive voltage and frequency regulators of turbogenerator units operating in RPSS with a motor load. The results of computer modeling showed that the use of such regulators improves the processes of regulating parameters in transient modes; at the same time, the quality of electricity is further improved in terms of asymmetry and non-sinusoidalityen
ruru_RU
Siberian Federal University. Сибирский федеральный университетen
система электроснабжения железной дорогиru_RU
мини-ТЭЦru_RU
автоматические регуляторы возбуждения и частоты вращенияru_RU
прогностические алгоритмыru_RU
моделированиеru_RU
railway power supply systemen
mini-CHPen
automatic excitation and speed controllersen
predictive algorithmsen
modelingen
Улучшение качества управления генераторами малых ТЭЦ в условиях пониженного качества электроэнергииru_RU
Improving the Quality of Control of Generators of Small Thermal Power Plants in Conditions of Reduced Power Qualityen
Journal Articleru_RU
Булатов, Ю. Н.: Братский государственный университет Российская Федерация, Братскru_RU
Крюков, А. В.: Иркутский государственный университет путей сообщения Российская Федерация, Иркутск; Иркутский национальный исследовательский технический университет Российская Федерация, Иркутскru_RU
Суслов, К. В.: Иркутский национальный исследовательский технический университет Российская Федерация, Иркутск; Национальный исследовательский университет «МЭИ» Российская Федерация, Москваru_RU
Bulatov, Yuri N.: Bratsk State University Bratsk, Russian Federation; bulatovyura@yandex.ruen
Kryukov, Andrey V.: Irkutsk State Transport University Irkutsk, Russian Federation; Irkutsk National Research Technical University Irkutsk, Russian Federationen
Suslov, Konstantin V.: Irkutsk National Research Technical University Irkutsk, Russian Federation; National Research University «MEI» Moscow, Russian Federationen
308–325ru_RU
Журнал Сибирского федерального университета. Техника и технологии 2024 17 (3). Journal of Siberian Federal University. Engineering & Technologies 2024 17(3)en
FXGRSU


Файлы в этом документе

Thumbnail

Данный элемент включен в следующие коллекции

Показать сокращенную информацию