Традиции чаепития в кочевых культурах Восточной Сибири: ритуал, гостеприимство, чувство сытости, здоровье
Автор:
Беляева- Сачук, В.А.
Давыдов, В. Н.
Beliaeva-Sachu, Veronika A.
Davydov, Vladimir N.
Дата:
2024-04Журнал:
Журнал Сибирского федерального университета. 2024 17(4). Journal of Siberian Federal University.Humanities & Social Sciences 2024 17(4)Аннотация:
Статья представляет собой обобщение полевых материалов
об употреблении чая, собранных авторами среди кочевников Восточной Сибири:
бурят, тувинцев, а также сойотов, эвенков, долган и чукчей. В статье делается попытка
проанализировать множественные грани практик чаепития и рассмотреть значение
употребления чая для представителей локальных сообществ. Совместное чаепитие
является важнейшим элементом этикета взаимодействия сибирских кочевников
с гостями. Чай предварял не только праздничную или повседневную трапезу,
с чаепития начиналось любое знакомство и любой разговор: личный, деловой,
обрядовый ритуальный. Чаепитие у представителей кочевых скотоводческих
и оленеводческих народов Сибири является не только удовлетворением чувства жажды
и голода. Это важное ритуальное действо, связанное с обычаями гостеприимства,
традицией поддержания социальных связей как в кругу семьи, так и с дальними
родственниками, соседями, сватами и незнакомыми путниками. Чай – это напиток,
пищевой продукт и лекарство. Он хорошо упаковывается и транспортируется, легко
готовится и имеет тонизирующий и исцеляющий эффект. Чай не только насыщает,
но и позволяет наладить коммуникацию людей между собой, а также человека
и различных сущностей/духов, отвечающих за благополучие локальных сообществ.
Широкое распространение и популярность данного напитка связывается авторами
с его полифункциональностью. Именно многогранность и множественность сфер
применения чая сделало его незаменимым спутником кочевника The article is based on analysis of field materials on the use of tea, collected
by the authors among the nomads of Eastern Siberia: Buryats, Tuvans, as well as Soyots,
Evenkis, Dolgans and Chukchis. The article attempts to discuss the multiple facets of tea
drinking practices and consider the meaning of tea drinking for representatives of local
communities. Joint tea consuming is an essential element of the etiquette of interaction
between Siberian nomads and guests. Tea preceded not only a festive or everyday meal, any
acquaintance and any conversation began with tea drinking: personal, business, ceremonial
ritual. Drinking tea is not only a satisfaction of thirst and hunger among representatives of
the nomadic cattle-breeding and reindeer-herding peoples of Siberia. This is an important
ritual action associated with the customs of hospitality, the tradition of maintaining social
connections both within the family circle and with distant relatives, neighbors, matchmakers
and strangers. Tea is a drink, food and medicine. It is well packaged and transported, easy
to prepare and has a tonic and healing effect. Tea not only saturates, but also allows you to
establish communication between people, as well as between humans and various beings/
spirits responsible for the well-being of local communities. The authors associate the wide
distribution and popularity of this drink with its multi-functionality. It is the versatility and
multiplicity of uses of tea that made it an indispensable companion for nomads