Репрезентация культурной памяти в проектах VII Красноярской музейной биеннале «Чертеж Сибири»
EDN:
OVXOMCURI (для ссылок/цитирований):
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/152835Автор:
Сертакова, Е.А.
Sertakova, Ekaterina A.
Дата:
2024-04Журнал:
Журнал Сибирского федерального университета. 2024 17(4). Journal of Siberian Federal University.Humanities & Social Sciences 2024 17(4)Аннотация:
Данная статья посвящена рассмотрению репрезентации культурной
памяти Красноярского региона в проектах Красноярской музейной биеннале,
проводимой Культурно-историческим центром (ныне – Музейным центром «Площадь
Мира»). Выбор музейного события в рассмотрении коммеморативных практик
обусловлен тем, что, во-первых, функции музея изначально связаны с хранением
культурного наследия и его актуализацией посредством выставочной деятельности,
а во-вторых, тем, что современный музей не только сохраняет, но и конструирует
культурную память в соответствии с контекстом времени. Среди многочисленных
выставочных проектов Музейного центра биеннале – одно из самых значимых событий
в культурной жизни краевого центра. Ее реализация тесно связана с тематикой
культурной памяти региона, исследованием и осмыслением прошлого и его влияния
на современность.
В качестве материала для анализа репрезентации культурной памяти в музее была
выбрана VII Красноярская музейная биеннале «Чертеж Сибири», ставшая переломной
в подходе к организации события как концептуально-целостного, художественно-
исследовательского путешествия. Рассмотрение биеннале осуществлялось на примере
нескольких инсталляций, ярко репрезентирующих культурную память: «Untitled»
М. А. Вогринчича, коллективной «Забор почвы», «Генеалогия репрессий» Б. Мамонова,
«Карта памяти» А. Красулина. Обращение к данным работам как вехам воображаемой
карты Сибири позволило выявить ряд ключевых аспектов культурной памяти жителей
Красноярского края, на которых сегодня выстраивается локальная идентичность This article deals with the representation of the cultural memory of the Krasnoyarsk
region in the projects of the Krasnoyarsk Museum Biennale held by the Cultural and
Historical Centre (now “The Ploshchad Mira” Museum Center). The choice of the museum
event in the consideration of commemorative practices is conditioned by the fact that,
firstly, the functions of a museum are initially connected with the preservation of cultural
heritage and its actualization through exhibition activities, and, secondly, by the fact that
a modern museum not only preserves, but also constructs cultural memory in accordance
with the context of time. Among the numerous exhibition projects of the Museum Centre,
the Biennale is one of the most significant events in the cultural life of the regional center.
Its realization is closely connected with the theme of the region’s cultural memory, research
and comprehension of the past and its influence on the present.
The 7th Krasnoyarsk Museum Biennale “ Sign of Siberia”, which became a turning
point in the approach to the organization of the event as a conceptually integral, artistic
and research journey, was chosen as a material for the analysis of the representation of
cultural memory in the museum. The biennale was considered on the example of several
installations that vividly represent cultural memory: “Untitled” by M. A. Vogrinchich,
collective “Soil Fence”, “Genealogy of Repressions” by B. Mamonov, “Map of Memory”
by A. Krasulin. Addressing these works as milestones of the imaginary map of Siberia
allowed us to identify a number of key aspects of the cultural memory of the Krasnoyarsk
Krai residents, on which basis the local identity is built today