Понятие «художественные практики»: тематический анализ научной литературы (1990–2023 гг.)
Автор:
Середкина, Н. Н.
Seredkina, Natalya N.
Дата:
2024-04Журнал:
Журнал Сибирского федерального университета. 2024 17(4). Journal of Siberian Federal University.Humanities & Social Sciences 2024 17(4)Аннотация:
В статье представлен анализ понятия «художественные практики».
Материалом для анализа послужили научные работы, посвященные художественным
практикам и опубликованные в период с 1990-х по 2023 гг. В выборку исследования
вошли как научные исследовательские статьи, так и фундаментальные труды
современных ученых. Цель исследования состояла в обобщении существующих
подходов к понятию «художественные практики» и стратегий конструирования
художественными практиками этнокультурной идентичности. Само понятие
«художественные практики» является широко используемым в современных
культурных исследованиях. Анализ научных публикаций показал, что оно используется
как в узком, так и в широком значениях. В узком значении художественными
практиками принято называть непосредственно произведения искусства того или иного
вида. В широком смысле содержание понятия «художественные практики» выходит
за рамки обозначения совокупности отдельных форм и процессов художественной
деятельности и расширяется до значимого для социального взаимодействия феномена,
источника изучения этнокультурных процессов.
Автором обосновывается связь художественных практик с идеалообразующей
функцией культуры. Художественные практики наделяются возможностью посредством
знаково-символических форм, особых художественных средств выразительности,
фиксировать ценности и идеалы как отдельной этнической группы, так и общества
в целом. Данные художественные средства выразительности становятся тем
механизмом, посредством которого фиксируется трансформация этнокультурной
идентичности в художественных практиках, в частности в произведениях
изобразительного искусства The article presents an analysis of the “artistic practices” concept. The scientific
works devoted to artistic practices and published in the period from the 1990s to 2023
were chosen as the analysis material. The study sample included both scientific research
articles and fundamental works by modern scientists. The study purpose was to summarize
existing approaches to the concept of “artistic practices” and strategies for constructing
ethnocultural identity by artistic practices. The very concept of “artistic practices” is a
widely used in modern cultural studies. An analysis of scientific publications showed
that it is used in both narrow and broad meanings. In the narrow sense, artistic practices
are usually called works of art of one kind or another. In the broad sense, the content of
“artistic practices” concept goes beyond the designation of a set of individual forms and
processes of artistic activity and expands to a phenomenon that is significant for social
interaction, a source of study of ethno-cultural processes.
The author substantiates the connection between artistic practices and the ideal-forming
function of culture. Artistic practices are endowed with the ability, through sign-symbolic
forms, special artistic means of expression, to record the values and ideals of both a
separate ethnic group and society as a whole. These artistic means of expression become
the mechanism through which the transformation of ethnocultural identity is recorded in
artistic practices, in particular in works of fine art