Лингвоаксиологическая модель идеального учителя в представлении преподавателей и студентов педагогического колледжа
Автор:
Васильева, С. П.
Васильев, А. Д.
Vasilievа, Svetlana P.
Vasiliev, Alexandr D.
Дата:
2024-04Журнал:
Журнал Сибирского федерального университета. 2024 17(4). Journal of Siberian Federal University.Humanities & Social Sciences 2024 17(4)Аннотация:
Статья посвящена описанию результатов социолингвистического
эксперимента среди педагогов и выпускников педагогического колледжа. В условиях
реформирования образования в России важно проанализировать сложившуюся
ситуацию и степень включенности представителей педагогической профессии
в процессы обновления. В этих условиях актуальной становится передача
профессиональных ценностей новому поколению педагогов. Целью данного
исследования является построение модели идеального учителя в представлении
преподавателей и студентов педагогического колледжа г. Канска Красноярского
края. Данная цель может быть реализована в результате социолингвистического
эксперимента в форме анкетирования. Анкета предполагает назвать 10 качеств
идеального учителя и расположить их в иерархическом порядке по степени значимости.
Основанием выбора языковых единиц для построения модели послужило
свой ство слова транслировать языковую ментальность, обусловливающую
лингвоаксиологический аспект. В результате сопоставления ценностей-качеств
идеального учителя в представлении, с одной стороны, преподавателей, с другой
стороны – студентов, определяется степень интериоризации, присвоения
обучающимися профессионального опыта.
В результате проведенного эксперимента установлено, что основой модели идеального
учителя являются семантические поля: Профессиональные качества, Личностные
качества и их семантическое наполнение. При описании модели идеального учителя
в представлении преподавателей и студентов педагогического колледжа выявлены
совпадения ценностей-качеств педагогов и выпускников, составляющие 89 %, что
соответствует высокой степени интериоризации профессиональных ценностей
обучаемыми в рамках педагогического дискурса педагогического колледжа The article is devoted to the description of the results of a sociolinguistic
experiment conducted among a pedagogical college teachers and graduates. In the context
of education reform in Russia, it is important to analyze the current situation and the degree
of involvement of teaching profession representatives in the renewal processes. In these
conditions, the transfer of professional values to a new generation of teachers becomes
relevant. The study purpose is to build a model of an ideal teacher in the representation of
teachers and students of the pedagogical college of Kansk, Krasnoyarsk Territory. This goal
can be realized as a result of a sociolinguistic experiment in the form of a questionnaire.
The questionnaire assumes to name 10 qualities of an ideal teacher and arrange them in a
hierarchical order according to the importance degree. The basis for the choice of language
units for the construction of the model was the property of the word to translate the
linguistic mentality that determines the linguo-axiological aspect. As a result of comparing
the values-qualities of an ideal teacher in the representation, on the one hand, of teachers,
on the other hand, of students, the degree of internalization, assignment of professional
experience by students is determined.
As a result of the experiment, it was found that the basis of the ideal teacher model are
semantic fields: Professional qualities, Personal qualities and their semantic content. When
describing the model of the ideal teacher in the representation of teachers and students of
the pedagogical college, there were revealed coincidences of values-qualities of teachers
and graduates, amounting to 89 %, which corresponds to a high degree of internalization of
professional values by students within the pedagogical discourse of the pedagogical college