Показать сокращенную информацию
The Iconographic Tradition of Prienisei Siberia: Notes on the History of Formation and Regional Specifics
Автор | Asochakova, Valentina N. | en |
Автор | Chistanova, Svetlana S. | en |
Автор | Асочакова, В. Н. | ru_RU |
Автор | Чистанова, С. С. | ru_RU |
Дата внесения | 2023-12-12T06:02:03Z | |
Дата, когда ресурс стал доступен | 2023-12-12T06:02:03Z | |
Дата публикации | 2023-12 | |
URI (для ссылок/цитирований) | https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/152370 | |
Аннотация | This article examines an element of the religious landscape of Prienisei Siberia in the 18th and 19th centuries as the decoration of Orthodox churches. During this period, the Russian Orthodox population was more than twice as large as the indigenous population. The indigenous population is the Khakasses, they are the most ancient inhabitants of the Khakass-Minusinsk territory. The iconostasis was the main ornament of an Orthodox church. The iconostasis is a wall with three doors, on which several rows of icons were placed; it separates the altar from the central part. The icon was the most convenient and understandable part of the religious cult. The Orthodox of Siberia only knew about 40 of the huge majority of the saints. In the pre-revolutionary period, several centers of iconography were formed in Siberia. The authors pay special attention to the formation of the Krasnoyarsk iconography school and the influence of the South Russian style, the St. Petersburg and Moscow art schools on it. Archive materials allow us to note the rise of folk icon-painting in the second half of the 19th century; the authors link it with the migration movement after the abolition of serfdom. An analysis of the sources leads to the conclusion that the religious landscape of the southern Prienisei region changed during this period. The need of the big region for a large number of temple and house icons was caused by the spread of Orthodoxy. This led to the emergence and development of the art of church decoration in Siberia. A regional specific of the icon painting tradition of Prienisei Siberia is the “Siberian baroque”, which is characterized by borrowing themes from Central Russian and Southern Russian icons, and producing new themes with ethnic motifs of the indigenous population | en |
Аннотация | Данная статья исследует такой элемент религиозного ландшафта Приенисейской Сибири XVIII–XIX вв., как убранство церковных храмов. В указанный период русское православное население в два с лишним раза превышало коренное. Коренное население – хакасы, являются самым древним населением Хакасско- Минусинского края, в этногенезе хакасов принимали участие группы тюркского, кетского, самодийского и монгольского происхождения. Главным украшением православного храма был иконостас. Икона являлась наиболее удобной и понятной частью религиозного культа. Православным Сибири из громадного большинства святых было известно всего около 40. В дореволюционный период в Сибири сложилось несколько центров иконописания. Авторы уделяют особое внимание формированию красноярской школы иконописи, влиянию на нее южнорусского стиля, петербуржской, московской художественной школ. Архивные материалы позволяют отметить подъем народного иконописания во второй половине XIX в., авторы связывают его с переселенческим движением после отмены крепостного права. Анализ источников позволяет сделать вывод об изменении религиозного ландшафта юга Приенисейского края в описываемый период. Потребность огромного края в большом количестве храмовых и домовых икон была вызвана распространением православия. Это привело к появлению и развитию в Сибири искусства по изготовлению церковного убранства. Особенность иконописной традиции Приенисейской Сибири выражается в «Сибирском барокко», которое характеризуется заимствованием сюжетов среднерусских и южнорусских икон, продуцированием новых тем с этническими мотивами коренного населения | ru_RU |
Язык | en | en |
Издатель | Journal of Siberian Federal University. Сибирский федеральный университет | en |
Тема | religious landscape | en |
Тема | the Prienisei Siberia the Khakass-Minusinsk region | en |
Тема | the Khakass, icon-painting | en |
Тема | icon | en |
Тема | Krasnoyarsk school of icon painting | en |
Тема | “Siberian Baroque” | en |
Тема | религиозный ландшафт | ru_RU |
Тема | Приенисейская Сибирь | ru_RU |
Тема | Хакасско-Минусинский край | ru_RU |
Тема | хакасы | ru_RU |
Тема | православие | ru_RU |
Тема | иконопись | ru_RU |
Тема | икона | ru_RU |
Тема | красноярская школа иконописи | ru_RU |
Тема | «Сибирское барокко» | ru_RU |
Название | The Iconographic Tradition of Prienisei Siberia: Notes on the History of Formation and Regional Specifics | en |
Альтернативное название | Иконописная традиция Приенисейской Сибири: история формирования и региональные особенности | ru_RU |
Тип | Journal Article | en |
Контакты автора | Asochakova, Valentina N. : Katanov Khakass State University Abakan, Russian Federation; chistanovass2417@gmail.com; ORCID: 0000-0002-5714-3729 | en |
Контакты автора | Chistanova, Svetlana S. : Katanov Khakass State University Abakan, Russian Federation; asocvn@mail.ru; ORCID: 0000-0003-1347-7302 | en |
Контакты автора | Асочакова, В. Н. : Хакасский государственный университет имени Н. Ф. Катанова Российская Федерация, Красноярск | ru_RU |
Контакты автора | Чистанова, С. С.: Хакасский государственный университет имени Н. Ф. Катанова Российская Федерация, Красноярск | ru_RU |
Страницы | 2097–2103 | ru_RU |
Журнал | Журнал Сибирского федерального университета. 2023 16(12). Journal of Siberian Federal University.Humanities & Social Sciences 2023 16(12) | en |
EDN | XJAUVI |