Шаманская личная сказка в генезисе нанайского героического эпоса
Автор:
Булгакова, Т. Д.
Bulgakova, Tatiana D.
Дата:
2023-11Журнал:
Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences; 2023 16 (11)Аннотация:
Личные сказки представляют собой рассказы шаманов о событиях,
пережитых и переживаемых каждым из них в пространстве духовного мира,
о преодолеваемых ими в этом пространстве препятствиях и об их отношениях
с духами-помощниками.
Личные сказки обладают обрядовой функцией,
так как способны, по мысли рассказчика, отождествляющего себя с героем,
воздействовать на действительность. Это воздействие осуществляется за счет
вплетенных в «достоверное биографическое повествование» вымышленных
эпизодов, повествующих о якобы благополучном разрешении критических
обстоятельств, переживаемых рассказчиком. Но перенос таких преобразований
из духовного пространства нарратива в физическое пространство реального мира
осуществляется, как считают шаманы, только при условии невольной поддержки
дезинформированной аудитории, воспринимающей нарратив как общепринятый
и традиционный и не догадывающейся об истинном отношении рассказчика к его
содержанию. Такая поддержка обеспечивает дальнейшее коллективное бытование
текста и способствует переходу его из статуса личной сказки в статус эпоса.
Десакрализирующиеся со временем повествования закрепляются в традиции,
пополняя фонд обретающих коллективное бытование сюжетов эпического
фольклора Personal tales are stories of shamans concerning the events experienced by each of them in the space of the spiritual world, the obstacles they overcome in that space and their relationship with the helper spirits. Personal tales have a ritual function, as they are targeted, according to the narrator, who identifies himself with the hero, to influence reality. This effect is carried out due to fictional episodes woven into the “authentic biographical narrative”, which tell about the allegedly successful resolution of critical circumstances that the narrator has been facing. However, such a favorable result can be achieved, according to shamans’ explanations, only with the involuntary support of a misinformed audience that perceives the narrative as generally accepted and traditional one and does not guess the true attitude of the narrator to its content. That support ensures the further collective existence of the text and contributes to its transition from the status of a personal tale to the status of an epic. Such narratives are then being desacralized over time are fixed in the tradition, replenishing the fund of epic folklore plots that are gaining collective existence