Эстетические трансформации как идейная основа советского изобразительного искусства 1917–1922 гг.
Автор:
Копцева, Н. П.
Середкина, Н. Н.
Дегтяренко, К. А.
Koptseva, Natalya P.
Seredkina, Natalya N.
Degtyarenko, Kseniya A.
Дата:
2023-04Журнал:
Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences; 2023 16 (4)Аннотация:
Советское изобразительное искусство репрезентирует собой уникальный
период в истории развития российского искусства. Большое значение для его
становления и развития имели эстетико-философские
воззрения второй половины XIX-
начала XX вв. Цель данного исследования состоит в систематизации ключевых взглядов
на эстетику искусства ведущих идеологов дореволюционного (1890–1917 гг.) и раннего
социалистического (1917–1922 гг.) периодов, оказавших влияние на становление
и развитие советского изобразительного искусства 1917–1922 гг. Исследование
проводилось на основе анализа содержания трудов, посвященных эстетике искусства,
таких идеологов, как В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, Н. Г. Чернышевский, Г. В. Плеханов,
А. В. Луначарский, а также работ, программных речей и манифестов художников
авангардистов, в том числе В. В. Кандинского, К. С. Малевича, И. Зданевича.
В результате анализа текстов были выявлены и систематизированы ключевые
эстетические взгляды идеологов на природу и задачи искусства. Авторами отмечается,
что сосуществование различных эстетических взглядов на природу искусства
в сравнительно небольшой период времени конца XIX – начала XX вв. предопределило
стремительное развитие российского искусства в дореволюционный период. Кроме
того, это способствовало выявлению господствующей и наиболее приемлемой для
российской культуры эстетики социалистического реализма. Все те трансформации,
которые происходили в области эстетики искусства в дореволюционный период,
таким образом, стали основой для развития социалистического изобразительного
искусства в 1917–1922 гг. Soviet fine art represents a unique period in the history of the development of Russian art. The aesthetic and philosophical views of the second half of the 19th and early 20th centuries were of great importance for its formation and development. The purpose of this study is to systematize the key views on the aesthetics of art by the leading ideologists of the pre-revolutionary (1890–1917) and early socialist (1917–1922) periods that influenced the formation and development of Soviet fine art in 1917–1922. The study was based on the analysis of the content of works devoted to the aesthetics of art, such ideologists as V. S. Solovyov, N. A. Berdyaev, N. G. Chernyshevsky, G. V. Plekhanov, A. V. Lunacharsky, as well as works program speeches and manifestos of avant-garde artists, including V. V. Kandinsky, K. S. Malevich, I. Zdanevich. As a result of the analysis of the texts, the key aesthetic views of the ideologists on the nature and tasks of art were identified and systematized. The authors note that the coexistence of different aesthetic views on the nature of art in a relatively short period of time in the late XIX – early XX centuries predetermined the rapid development of Russian art in the pre-revolutionary period. In addition, this contributed to the identification of the dominant and most acceptable aesthetics of socialist realism for Russian culture. All those transformations that took place in the field of aesthetics of art in the pre-revolutionary period, thus, became the basis for the development of socialist fine arts in 1917–1922