Отражение духовного мира Никиты Григорьевича Строганова в церковном искусстве
Скачать файл:
URI (для ссылок/цитирований):
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/145120Автор:
Ворошин, С. Д.
Voroshin, Semyon D.
Дата:
2022-01Журнал:
Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences; 2022 15 (1)Аннотация:
В работе исследуются особенности личностей предпринимателей
и покровителей искусств Строгановых на примере одного из значимых
представителей рода Никиты Григорьевича. Определены основные стержневые
концепты, существовавшие в культуре позднего Средневековья, обозначены
каналы их трансляции в обществе. Для понимания факторов, повлиявших на его
мировоззрение и отразившихся в искусстве указанного периода, была выбрана
теория идентичности, определяющая сопричастность человека тем или иным
областям культуры и ее мировому, национальному и региональному уровням. Этот
феномен реализуется через принятие основополагающих ценностей, характерных
для общества. Трансляторами этих ценностей и культурных кодов в России
времен позднего Средневековья были церковь, Священное писание, летописи
и богослужебные книги, общественные и семейные институты и искусство.
Последнее способно передавать смысловые концепты через систему образов
и символов, наполненных эмоциями и формирующих у человека сопричастность
темам и идеям произведений. Установлен характер влияния основополагающих
идей того времени на формирование духовного мира Н. Г. Строганова. Выявлены
культурные коды, сформировавшие личность предпринимателя и нашедшие свое
проявление в почитаемом и поддерживаемом им искусстве In this article the author examines the peculiarities of the personalities of the Stroganovs, entrepreneurs and patrons of the arts at the example of the Nikita Grigorevich. The main pivotal concepts that existed in the culture of the Late Middle Ages are determined, the channels of their transmission in society are indicated. To understand the factors that influenced his worldview and were reflected in the art of the Late Middle Ages, the theory of identity was chosen, which determines the involvement of a person in certain areas of culture at universal, national and regional level. This phenomenon is realized through the adoption of fundamental values characteristic of society. The translators of these values and cultural codes in Russia during the late Middle Ages were the church, chronicles and books, public and family institutions and art. The latter is able to convey semantic concepts through a system of images and symbols filled with emotions and forming a person’s involvement with the themes and ideas of the works. The author describes the influence of the fundamental ideas of that time on the formation N. G. Stroganov’s spiritual world. It’s identified cultural codes that shape the personality of entrepreneur and found their manifestation in the art he revered