Образ Парфена Рогожина в опере М. Вайнберга и А. Медведева «Идиот»
Скачать файл:
URI (для ссылок/цитирований):
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/145119Автор:
Войткевич, С. Г.
Баранова, В. П.
Voitkevich, Svetlana G.
Baranova, Vera P.
Дата:
2022-01Журнал:
Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences; 2022 15 (1)Аннотация:
Статья приурочена к 200-летнему юбилею Федора Михайловича
Достоевского и посвящена одному из музыкальных прочтений романа «Идиот».
Это сочинение русского писателя чаще других привлекало внимание композиторов.
В 1986 году Мечислав Вайнберг завершил оперу с одноименным названием. Либреттист
Александр Медведев следует логике литературного первоисточника и выстраивает
музыкальную драму, сохраняя специфику и многогранность каждого образа. Это
находит отражение в музыке. Развитие образа Парфена Рогожина демонстрирует
противоречия персонажа. Он представлен ансамблевыми и сольными сценами. Среди
последних особенно выделяется Песня Парфена, которая звучит в девятой картине.
В ее основу положена цитата песни «Ах, талан ли мой, талан». Впервые текст песни
вместе с напевом был опубликован в 1790 году в сборнике Н. А. Львова и И. Г. Прача
«Собрание народных русских песен с их голосами». Исследование показало, что
данный текст бытует в устной традиции в разных вариантах. Их многообразие
можно свести к двум типам: свадебная песня и балладная песня тюремного характера
с устойчивым архетипом «красавица и разбойник». В контексте оперы каждый
из типов находит свой смысловой коррелят. Цитата претерпевает в опере очевидные
изменения. Либреттист привносит собственные строки, усиливающие трагическую
направленность. Композитор передает их в напеве, акцентируя интонацию, свойственную
жанру причитаний The article is to commemorate the 200th anniversary of Fedor Mikhailovich Dostoyevsky; it concerns a musical version of his novel, «The Idiot». The Russian writer’s work has attracted attention of many composers. In 1986 Mieczysław Weinberg completed the eponymous opera. The librettist Aleksandr Medvedev follows the logic of the original story and constructs the musical drama preserving the specific features and versatility of each character, which is also reflected in the music. The image of Parfen Rogozhin reveals the development of his contradictory nature. The character is represented with ensemble and solo scenes. Parfen’s Song from Scene Nine stands out among the solos. The song «Akh, talan li moi, talan» (Oh My Bad Luck) is quoted as its source. The lyrics of the song were first published together with its tune in 1790, in a book edited by N. A. Lvov and I. G. Prach, «Collection of Russian Folk Songs with Their Tunes» (Lvov-Prach Collection). The study has found that there are different versions of the text in the oral tradition. Their variety can be reduced to two types: the bridal song and the jailhouse ballad with its steady archetype of «beauty and the rogue». Each type has a semantic correlation in the context of the opera. The quotation obviously changes in the opera. The librettist has introduced his own lines enhancing the tragic focus of the song. The composer renders them in the tune emphasizing the intonation intrinsic to the genre of lamentation