«Псалом» духоборцев Джавахетии «Узрех много народу» как характерный пример жанра
Скачать файл:
URI (для ссылок/цитирований):
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/145111Автор:
Косых, А. В.
Kosykh, Alexandra V.
Дата:
2022-01Журнал:
Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences; 2022 15 (1)Аннотация:
Псалом «Узрех много народу» является важнейшим в богомолебной
и похоронно-поминальной
практике духоборцев Джавахетии. Его текст, содержащий
девять евангельских заповедей блаженства и заимствованный из православного
Типикона, транслирует важнейшие христианские ценности, соблюдение которых
помогает достичь Небесного Царствия. Особенности музыкального стиля псалма
«Узрех много народу» (композиционные, ладовые, интонационные, ритмические)
характерны и для других образцов жанра. Музыкальные строфы напева отличаются
значительной протяженностью. Композиция песнопения характеризуется сложностью
принципов координации поэтического текста и напева. Широкораспевность является
одним из жанрово-стилевых
признаков. В развитии напева ведущую роль играет
трихордовая попевка (a-c1-
d1), которая варьируется и многократно повторяется. Вопрос
происхождения жанра духоборческого псалма пока остается открытым, но очевидны
его связи с православной культурой на уровне текстов и включения в обрядность
на уровне напевов с повествовательными жанрами музыкального фольклора Psalm «Uzrekh mnogo narodu» is the most important in the liturgical and funeral practices of the Doukhobors of Javakheti. Its text, containing nine Evangelical Beatitudes, borrowed from the Orthodox Typicon, conveys the most important Christian values, which observance helps to achieve the Heavenly Kingdom. The features of musical style of the psalm (composition, scale, intonation, rhythmic) are characteristic also of other samples of a genre. The musical stanzas are of considerable length. The composition is characterized by the complexity of the principles of coordination of poetic text and melody. The wide chant of syllables is one of the genre and style features. In the development of the tune, the trichord musical phrase (a-c1-d1) plays a leading role, which varies and repeats many times. The question of the origin of the Dukhobor psalm genre is still open, but its links with Orthodox culture at the level of texts and of principles of inclusion in ritual, at the level of tune with narrative genres of musical folklore are obvious