Развитие научно-исследовательской компетентности студентов вузов в процессе обучения математике Development Of Research Competence Of University Students During Learning Mathematics
Скачать файл:
Автор:
Остыловская, Оксана Анатольевна
Ерошина, Анастасия Александровна
Манушкина, Маргарита Михайловна
Помазан, Валерий Александрович
Коллективный автор:
Институт педагогики, психологии и социологии
Кафедра современных образовательных технологий
Дата:
2019-12Журнал:
СОЦИАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ГЛОБАЛИЗМАКвартиль журнала в Web of Science:
без квартиляБиблиографическое описание:
Остыловская, Оксана Анатольевна. Развитие научно-исследовательской компетентности студентов вузов в процессе обучения математике Development Of Research Competence Of University Students During Learning Mathematics [Текст] / Оксана Анатольевна Остыловская, Анастасия Александровна Ерошина, Маргарита Михайловна Манушкина, Валерий Александрович Помазан // СОЦИАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ГЛОБАЛИЗМА. — 2019.Аннотация:
Разработка и внедрение наукоемких технологий во многом зависит от воспроизводства научного кадрового потенциала, поэтому вузам уже в бакалавриате следует уделять особое внимание подготовке студентов к будущей научно-исследовательской деятельности. Симптоматично, что выпускники бакалавриата, поступившие в магистратуру, недостаточно владеют научными методами для продолжения обучения. Этот факт свидетельствует о том, что в бакалавриате имеется дефицит образовательных ресурсов для развития научно-исследовательской компетентности. С целью ее развития предлагается в учебных дисциплинах давать больше возможностей проявить свои способности студентам, нацеленным на научную карьеру.
Предметная область математики дает широкие возможности для освоения математического моделирования как метода научного исследования, а значит, развития научно-исследовательской компетентности студентов. Для эффективного использования этих возможностей целесообразно учебный материал проанализировать с точки зрения идеи индивидуализации обучения. В этом случае критериями оценки могут быть возможности адаптации учебного материала для студента и расширение прикладного спектра математической информации.
В качестве инструмента для развития научно-исследовательской компетентности студента предлагается задача-конструктор, решая которую студент учиться использовать математическое моделирование как метод научного исследования. Ее главная особенность состоит в том, что она обладает потенциалом трансформации, в результате которой происходят вариации условий задачи, что приводит к качественно иному результату. Возможность таких вариаций позволяет студенту самостоятельно определять траекторию в освоении математического аппарата исследовательской деятельности. Траектории могут варьироваться от достаточно простых до сложных (адекватных содержанию обучения). Мотивированные на поступление в магистратуру студенты смогут осваивать самый сложный уровень в этой системе.