Показать сокращенную информацию
Wonder in the Pedagogy of Antiquity
Автор | Bogdanov, Sergey I. | en |
Автор | Svetlov, Roman V. | en |
Автор | Богданов, С. И. | ru_RU |
Автор | Светлов, Р. В. | ru_RU |
Дата внесения | 2021-06-24T06:09:18Z | |
Дата, когда ресурс стал доступен | 2021-06-24T06:09:18Z | |
Дата публикации | 2021-06 | |
URI (для ссылок/цитирований) | https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/141344 | |
Аннотация | The article aims to analyse wonder as a pedagogical phenomenon in ancient philosophy and religion. Aristotle’s judgment about mythologists and their interest in the miraculous, which is initially close to philosophy, is reinforced in a rich ancient narrative about amazing people who made amazing discoveries (such as Aristeas from Proconnes, who probably reached Siberia). At the same time, the wonder that the ancient tradition writes about does not have a romantic and aesthetic nature at all, which is often attributed to it. On the contrary, the god Thaumas («Amazing»), mentioned by Plato in «Theaetetus», personifies the numinous phenomena of the sea. Among his descendants is not only the goddess Iris, but also the harpies. Analysis of the texts of Plato and Aristotle shows that the theme of wonder in them is directly related to the themes of blindness, difficulty and even pain that accompany the birth of knowledge. Perhaps the most revealing one is the initiation into philosophy depicted by Plato in «Parmenides», and the myth of cave from the «Republic». The danger from the presence of the gods, which epic theology tells us about, is duplicated by the effort and danger of blindness in the philosophy and rational theology | en |
Аннотация | Статья имеет своей задачей проанализировать удивление как педагогический феномен в античной философии и религии. Суждения Аристотеля о мифологах и их изначально родственном философии интересу к удивительному получают подкрепление в богатом античном нарративе об удивительных людях, совершивших удивительные открытия (как пример таковых Аристей из Проконнеса, добравшийся, вероятно, до Сибири). Вместе с тем, удивление, о котором пишет античная традиция, вовсе не имеет романтически-эстетической природы, которую ему часто приписывают. Напротив, бог Тавмант («Удивительный»), упоминаемый Платоном в «Теэтете», олицетворяет собой нуминозные явления морской стихии. Среди его потомков не только богиня-вестница Ирида, но и гарпии. Анализ текстов Платона и Аристотеля показывает, что тема удивления в их текстах прямо связана с темами слепоты, трудности и даже боли, которые сопровождают рождение знания. Возможно, наиболее показательным является посвящение в философию, изображенное Платоном в «Пармениде», а также миф о пещере из диалога «Государство». Нуминозная опасность от присутствия богов, о которой нам сообщает эпическая теология, дублируется усилием и опасности слепоты в философии и теологии рациональной | ru_RU |
Язык | en | en |
Издатель | Сибирский федеральный университет. Siberian Federal University | en |
Тема | wonder | en |
Тема | ancient education | en |
Тема | epic and rational theology in antiquity | en |
Тема | удивление | ru_RU |
Тема | античное образование | ru_RU |
Тема | эпическая и рациональная теология в античности | ru_RU |
Название | Wonder in the Pedagogy of Antiquity | en |
Альтернативное название | Удивление в античной педагогике | ru_RU |
Тип | Journal Article | en |
Контакты автора | Bogdanov, Sergey I.: Herzen State Pedagogical University of Russia St. Petersburg, Russian Federation; ORCID: 0000-0002-6632-6420 | en |
Контакты автора | Svetlov, Roman V.: Herzen State Pedagogical University of Russia St. Petersburg, Russian Federation; spatha@mail.ru; ORCID: 0000-0001-7767-1441 | en |
Контакты автора | Богданов, С. И.: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена Российская Федерация, Санкт-Петербург | ru_RU |
Контакты автора | Светлов, Р. В.: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена Российская Федерация, Санкт-Петербург | ru_RU |
Страницы | 774–781 | ru_RU |
DOI | 10.17516/1997–1370–0759 | |
Журнал | Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences; 2021 14 (6) | en |