Показать сокращенную информацию

Почтарева, Е. Ю.ru_RU
Васягина, Н. Н.ru_RU
Pochtaryova, Elena Yu.en
Vasyagina, Nataliya N.en
2021-03-30T04:44:39Z
2021-03-30T04:44:39Z
2021-03
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/139953
Актуальность изучения самодетерминации в контексте личностно-профессионального развития педагога обусловлена гуманистической личностно-ориентированной направленностью образования на становление активной и самоопределяющейся личности. Целью статьи является анализ психологических закономерностей мотивационных процессов самодетерминации как субъектного основания личностно-профессионального развития педагога. На основе современных психологических подходов к самодетерминации рассматриваются интегративные механизмы и факторы интернализации, обусловливающие удовлетворенность деятельностью и продуктивность педагога. Дается авторское обоснование концептуальной модели личностно-профессиональных характеристик самодетерминации педагога. Показано, что самодетерминация и связанные с ней понятия автономии, внутренней мотивации деятельности, развивающей образовательной среды, диалога, фасилитации, настойчивости, увлеченности определяют сущность личностно-профессионального развития педагога как психологической ресурсной системы. Авторы делают вывод о том, что созидательно-творческое аксиологическое содержание процессов самодетерминации интегрирует разнообразные типы мотивационных тенденций педагогической деятельности, что определяет целостность и согласованность личностно-профессионального развития педагогаru_RU
Self-determination in the context of a teacher’s personal and professional development has become a relevant research subject due to the humanistic and person-oriented education focused on the development of an active and self-identifying personality. The aim of the paper is the psychological analysis of motivational self-determination processes as a subjective foundation for the personal and professional development of a teacher. Based on the modern psychological approaches to the self-determination phenomenon, the paper discusses the integrative mechanisms and internalization factors that determine the satisfaction with the activity and productivity of a teacher. The authors present their reasons in favour of a conceptual model of personal and professional characteristics of a teacher’s self-determination. They argue that self-determination and associated concepts of autonomy, internally motivated activity, developing learning environment, dialogue, facilitation, persistence, and involvement identify the essence of personal and professional development of a teacher as a psychological resource system. The authors conclude that the axiological creative content of self-determination processes integrates the diverse types of motivational tendencies in the pedagogical activity, highlighting the consistency and coherence of a teacher’s personal and professional developmenten
ruru_RU
Сибирский федеральный университет. Siberian Federal Universityen
самодетерминацияru_RU
субъектностьru_RU
педагогическая деятельностьru_RU
интернализацияru_RU
базовые психологические потребностиru_RU
личностно-развивающие ориентиры образованияru_RU
self-determinationen
agencyen
pedagogical activityen
internalizationen
basic psychological needsen
personal development orientations of educationen
Самодетерминация как психологический ресурс личностно-профессионального развития педагогаru_RU
Self-Determination as a Psychological Resource of Teacher’s Personal and Professional Developmenten
Journal Articleru_RU
Почтарева, Е. Ю.: Уральский государственный педагогический университет Российская Федерация, Екатеринбургru_RU
Васягина, Н. Н.: Уральский государственный педагогический университет Российская Федерация, Екатеринбургru_RU
Pochtaryova, Elena Yu.: Ural State Pedagogical University Ekaterinburg, Russian Federation; sshsa@mail.ru; ORCID: 0000-0002-9259-6336en
Vasyagina, Nataliya N.: Ural State Pedagogical University Ekaterinburg, Russian Federation; ORCID: 0000-0003-3899-3768en
351–362ru_RU
10.17516/1997–1370–0726
Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 2021 14(3)en


Файлы в этом документе

Thumbnail

Данный элемент включен в следующие коллекции

Показать сокращенную информацию