Показать сокращенную информацию

Ковалев, В. Н.ru_RU
Рябинина, С. К.ru_RU
Кудрявцев, М. Д.ru_RU
Садырин, С. Л.ru_RU
Kovalev, Victor N.en
Ryabinina, Svetlana K.en
Kudryavtsev, Mikhail D.en
Sadyrin, Sergey L.en
2021-03-02T09:09:38Z
2021-03-02T09:09:38Z
2021-02
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/137987
В статье выполнен анализ студенческого спорта, который является, с одной стороны, резервом спорта высших достижений, с другой – мощным фактором здоровьесбережения и социализации будущих специалистов и активных членов общества. В статье рассмотрены спортивный отбор и ориентация в контексте спортизации направленности занятий физической культурой в вузах с учетом здоровьесбережения студентов, построение здоровьеформирующего образовательного пространства, обеспечивающего освоение студентами здоровьеформирующих ценностей и смыслов, позволяющих улучшать их здоровье и физические кондиции. Целью исследования является разработка, применение и оценка результативности комплексной технологии спортивного отбора и ориентации студентов вузов в учебные физкультурные специализации с учетом индивидуальных особенностей. Общенаучная методология исследования представлена системным подходом к определению индивидуальных особенностей человека в единстве и взаимосвязи биологического, социального и психологического компонентов, их влияния на выбор и успешность в определенной деятельности, влиянии на здоровье. Применялись методы научного анализа, наблюдения, эксперимента, эмпирические, методы психологической диагностики, психофизиологические методы, статистические и математические методы. Исследование проводилось с января 2016 по сентябрь 2020 года. В исследовании приняли участие 327 человек: спортсмены ДЮСШОР Красноярского края, взрослые спортсмены и студенты 1–3 курсов различных институтов СФУ из учебных специализаций: баскетбол, аэробика, скалолазание. Предложенные методы отбора и ориентации в учебные специализации по физической культуре могут применяться в вузах с учетом рассмотрения опыта студенческого спорта как резерва спорта высших достижений и массового студенческого спорта, а также в системе высшего физкультурного образования и на учебных занятиях по физической культуре в вузах. При оценке соответствия данных спортсмена избранному виду спорта (ИВС), представляющей собой математический алгоритм оценки соответствия наличия профессионально значимых качеств к требуемым в избранном виде спорта, были получены данные о соответствии спортсменов в диапазоне 70–93 %. Эти данные подтверждают ранее полученные данные о преобладающих тенденциях в выраженности типологических особенностей свойств нервной системы у представителей разных видов спорта, а также соответствие типологического комплекса нервной системы обследуемых и морфофункциональных особенностей спортсменов требуемым в спорте высших достижений. В результате исследования установлено соответствие данных студентов избранным специализациям от 48 (скалолазание, девушки, 1 курс) до 87 % (девушки, баскетбол). Наиболее значимы для исследуемой группы студентов следующие мотивы: здоровьесбережение, социальная сфера и физическое совершенствование. Применение современных методов ориентации и отбора в контексте спортизации физического воспитания будет способствовать решению задач, стоящих перед преподавателями кафедры физической культуры, в помощи студенту при выборе вида физической активности (ориентации студента на занятия массовым студенческим спортом, оздоровительную физическую культуру), а также определенного вида спортаru_RU
The article analyzes student sport, which is a reserve of high-performance sport, on the one hand, and a powerful factor in health preservation and socialization of future specialists and active members of society, on the other hand. The article discusses sports selection and orientation in the context of sportization of orientation of university physical education towards preservation of students’ health, creation of health-forming educational space to ensure the development of health-forming values that result in the improvement of students’ health and physical condition. The aim of the study is to develop, apply and evaluate the effectiveness of the integrated technology of students’ sports selection and orientation towards university physical education specializations tailored to students’ individual characteristics. The general scientific research methodology is presented by a systematic approach to determining a person’s individual characteristics in the unity and interrelation of biological, social and psychological components, their influence on choice and success in certain activities, and their impact on health. Methods of scientific analysis, observation, experiment, empirical methods of psychological diagnostics, psychophysiological methods, statistical and mathematical methods were used. The study was conducted from January, 2016 to September, 2020. It involved 327 people: athletes from the DYUSSHOR (children and youth sports school of the Olympic reserve) of the Krasnoyarsk Krai, adult athletes, and the 1st, 2nd and 3rd year students of the schools of Siberian Federal University from educational specializations in basketball, aerobics, and rock climbing. The proposed methods of selection and orientation towards specializations in physical education can be applied in universities regarding the practice of student sport as a reserve of high-performance sport and mass student sport. The proposed methods of orientation of students towards physical education specializations tailored to their individual characteristics can be applied in the system of higher physical education and in physical education classes at universities. When assessing the conformity of the athlete’s data to the chosen sport, which is a mathematical algorithm for assessing the conformity of professionally significant qualities to those required in the chosen sport, the obtained data on the athletes’ conformity ranged from 70% to 93%. These data confirm the previously obtained data on the prevailing tendencies in the severity of the typological characteristics of the nervous system properties in athletes doing different sports, as well as the correspondence of the typological complex of the nervous system of those under the study with the athletes’ morphological and functional characteristics required in elite sports. As a result of the study, the established correspondence of these students to the chosen specializations ranges from 48% (rock climbing, 1st year female students) to 87% (female students, basketball). The following motives can be considered the most significant for the group of students under the study: health preservation, social sphere, and physical perfection. The use of modern methods of orientation and selection in the context of the sportization of physical education will contribute to solving the problems that the staff of the Department of Physical Education face in helping the students to choose the type of physical activity (the student’s orientation towards mass student sport, health-improving physical education), as well as a specific sporten
ruru_RU
Сибирский федеральный университет. Siberian Federal Universityen
спортизацияru_RU
студенческий спортru_RU
физкультурная учебная специализацияru_RU
спортивный отбор и ориентацияru_RU
sportizationen
student sporten
physical education specializationen
sports selection and orientationen
Комплексная технология спортивного отбора и ориентации студентов вузов в учебные физкультурные специализации с учетом индивидуальных особенностейru_RU
Integrated Technology of University Students’ Sports Selection and Orientation in Physical Education Specializations Tailored to Individual Characteristicsen
Journal Articleru_RU
Ковалев, В. Н.: Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярскru_RU
Рябинина, С. К.: Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярскru_RU
Кудрявцев, М. Д.: Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск; Сибирский юридический институт МВД России Российская Федерация, Красноярск; Сибирский государственный университет науки и технологий имени М. Ф. Решетнева Российская Федерация, Красноярскru_RU
Садырин, С. Л.: Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярскru_RU
Kovalev, Victor N.: Siberian Federal University Krasnoyarsk, Russian Federation; alsesib@mail.ru; ORCID: 0000-0001-9993-4118en
Ryabinina, Svetlana K.: Siberian Federal University Krasnoyarsk, Russian Federation; sryabinina@sfu-kras.ruen
Kudryavtsev, Mikhail D.: Siberian Federal University Krasnoyarsk, Russian Federation; Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation Krasnoyarsk, Russian Federation; Siberian State University of Science and Technology Krasnoyarsk, Russian Federation; kumid@yandex.ru; ORCID: 0000-0002-2432-1699en
Sadyrin, Sergey L.: Siberian Federal University Krasnoyarsk, Russian Federation; ssadyrin@sfu-kras.ru; ORCID: 0000-0003-2886-6589en
226–240ru_RU
10.17516/1997-1370-0714
Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences; 2021 14 (2)en


Файлы в этом документе

Thumbnail

Данный элемент включен в следующие коллекции

Показать сокращенную информацию