Концепт «Империя» в современном русскоязычном политическом медиадискурсе
Скачать файл:
URI (для ссылок/цитирований):
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/135542Автор:
Тэн, Лэй
Научный руководитель:
Копнина, Галина Анатольевна
Коллективный автор:
Институт филологии и языковой коммуникации
Кафедра русского языка, литературы и речевой коммуникации
Дата:
2020Библиографическое описание:
Тэн, Лэй. Концепт «Империя» в современном русскоязычном политическом медиадискурсе [Электронный ресурс] : магистерская диссертация : 45.04.01 / Лэй Тэн. — Красноярск : СФУ, 2020.Специальность выпускной работы:
45.04.01 ФилологияОбразовательная программа выпускной работы:
45.04.01.01 Русский языкУчёная степень или квалификация, на которую выполнена работа:
МагистрАннотация:
Цель: изучение особенностей языковой репрезентации и семантического
наполнения концепта «Империя» в современном политическом медиадискурсе.
Задачи: 1) определить понятие «концепт» и описать подходы к его изучению;
2) рассмотреть типологии концептов; 3) охарактеризовать структуру концепта; 4) описать
методы исследования концептов; 5) описать основные положения теории когнитивной
метафоры; 6) выявить признаки концепта «Империя» на основе анализа
лексикографических источников; 7) рассмотреть парадигматические и синтагматические
связи лексемы, репрезентирующей концепт «Империя»; 8) на основе материалов газетного
подкорпуса Национального корпуса русского языка рассмотреть особенности
метафорического представления изучаемого концепта.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в
практике преподавания курсов: лексикология, политическая лингвистика, когнитивная
лингвистика, лингвокультурология.
Основные выводы и результаты исследования:
1. На основе анализа различных источников было выделено 37 когнитивных
признаков изучаемого концепта. Они фиксируют информационно-фактуальное
содержание концепта «Империя», т.е. описывают структуру империи, ее политический
режим, национальный состав, государственную символику и др.
2. Когнитивные признаки отражают различные оценки исследуемого ментального
образования: положительные (‘могущество’; ‘высокая значимость в мировой политике и
международных отношениях’; ‘экономическое и военное превосходство’ и др.);
отрицательные (‘насильственное завоевание территорий’; ‘источник чего-то плохого’;
‘подчинённость периферии центру’ и др.) и др.
3. Наиболее продуктивными типами метафор, эксплицирующими концепт
«Империя», являются антропоморфная, доместическая, военная метафоры. Посредством
антропоморфной метафоры создан следующий образ империи: это организм, имеющий
свой жизненный цикл; может быть подвержен физическим и психологическим болезням;
имеет родственников, которым может передать свое наследство; империя способна
выражать эмоции, выполнять ментальные и физические действия; в поведении есть как
негативные (агрессия), так и позитивные качества (терпимость). Доместическая метафора
позволяет представить империю как добротное здание. Строительство империи связано с
надеждами на лучшее будущее; её разрушение вызывает чувство боли; восстановление
понимается неоднозначно: империя – это мощное государство и в то же время уже
нежизнеспособный строй. Военная метафора демонстрирует, в каком ключе решаются
проблемы как внутри государства, так и на международном уровне.
Перспективы дальнейшего исследования. Перспективой работы может стать
описание смыслового наполнения концепта «Империя» в политическом медиадискурсе
XX – первой половины XXI вв. в сопоставительном аспекте.
Коллекции:
- Магистерские диссертации [3962]