Показать сокращенную информацию

Sobkin, Vladimir S.en
Kalashnikova, Ekaterina A.en
Fedotova, Aleksandra V.en
Собкин, В.С.ru_RU
Калашникова, Е.А.ru_RU
Федотова, А.В.ru_RU
2020-02-28T07:17:15Z
2020-02-28T07:17:15Z
2020-02
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/134954
The article discusses the peculiar features of physical aggression among adolescents and the main motives that encourage them to resort to violence. It is based on the materials obtained by the researchers of the Center for Sociology of Education of the Institute of Education Management of the Russian Academy of Education in the course of an anonymous questionnaire survey of 2983 students in grades 7, 9 and 11 of Moscow schools. The analysis of the influence of gender, age, and social stratification factors reveals motivational dominants that determine the characteristic features of the adolescents’ participation in fights depending on gender and age. Special focus is given to physical aggression in the walls of an educational organization, and namely the prevalence of fights on school grounds and the adolescents’ opinions about their teachers’ reactions to fights between their students. A fairly high level of prevalence of fights among girls indicates a significant deformation of traditional gender-role behaviors in the adolescent subculture. The research results in the conclusion that manifestations of physical aggression are related to both social mechanisms of the adolescent subculture functioning and mental characteristics of adolescenceen
В статье рассматриваются особенности проявлений физической агрессии среди подростков и основные мотивы, побуждающие подростков прибегать к насилию. В основу статьи легли материалы, полученные сотрудниками Центра социологии образования «Института управления образованием Российской академии образования» в ходе анонимного анкетного опроса 2983 учащихся 7, 9 и 11 классов московских школ. В ходе анализа влияния гендерных, возрастных и социально-стратификационных факторов выделены мотивационные доминанты, определяющие особенности участия подростков в драках в зависимости от пола и возраста. Особое внимание уделяется рассмотрению проявлений физической агрессии в стенах образовательной организации, а именно распространенности драк на территории школы и мнениям учащихся о реакции их учителей на возникающие между подростками драки. Достаточно высокий уровень распространенности драк среди девочек свидетельствует о существенной деформации традиционных полоролевых моделей поведения в подростковой субкультуре. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что проявления физической агрессии связаны как с социальными механизмами функционирования подростковой субкультуры, так и с психическими особенностями подросткового возрастаru_RU
enen
Сибирский федеральный университет. Siberian Federal Universityen
physical aggressionen
adolescenten
socializationen
motivation to participate in fightsen
gender specificityen
social stratification factorsen
school as a social institutionen
физическая агрессияru_RU
подростокru_RU
социализацияru_RU
мотивация участия в дракахru_RU
гендерная спецификаru_RU
социально-стратификационные факторыru_RU
школа как социальный институтru_RU
Manifestations of Aggression in the Adolescent Environmenten
Проявления агрессии в подростковой средеru_RU
Journal Articleru_RU
Sobkin, Vladimir S.: Center for Sociology of Education “Institute of Education Management of the Russian Academy of Education” 16 Zhukovskogo Str., Moscow, 105062, Russia; sobkin@mail.ru; ORCID: 0000-0002-2339-9080en
Kalashnikova, Ekaterina A.: Center for Sociology of Education Institute of Education Management of the Russian Academy of Education Moscow, Russian Federation; 5405956@mail.ru; ORCID: 0000-0003-4429-623Xen
Fedotova, Aleksandra V.: Center for Sociology of Education “Institute of Education Management of the Russian Academy of Education” 16 Zhukovskogo Str., Moscow, 105062, Russia; alexandrafedotova@rambler.ru; ORCID:0000-0003-4960-8183en
Собкин, В. С.: Центр социологии образования Институт управления образованием Российской академии образования Россия, 105062, Москва, ул. Жуковского, 16ru_RU
Калашникова, Е.А.: Центр социологии образования Институт управления образованием Российской академии образования Российская Федерация, Москваru_RU
Федотова, А. В.: Центр социологии образования Институт управления образованием Российской академии образования Россия, 105062, Москва, ул. Жуковского, 16ru_RU
234–245ru_RU
10.17516/1997-1370-0554
Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences; 2020 13 (2)en


Файлы в этом документе

Thumbnail

Данный элемент включен в следующие коллекции

Показать сокращенную информацию