A Phonological and Morphological Sketch of Isanzu Lect (Bantu, Tanzania)
Скачать файл:
URI (для ссылок/цитирований):
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/109364Автор:
Beletskiy, Stanislav
Diyammi, Mark Paul
Белецкий, С.
Диямми, М.П.
Дата:
2019-01Журнал:
Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences;2019 12 (1)Аннотация:
This paper presents the outcomes of a short linguistic fieldwork on a Bantu lect Isanzu (F31B) that is spoken in the north central Tanzania. Data collection aimed at basic description of phonetics and morphology. Method used to achieve this goal consists of translational elicitation of the 207-item Swadesh list, H. Batibo’s questionnaire on Bantu morphosyntax as well as of recrodings and transcriptions of two narratives (a fairy tale and a Pear story). The analyses of data show that Isanzu possesses 7V-system /i, e, a, ɔ, o, u/, 24 item consonant inventory /p, b, t, d, k, g, m̥, m, n̥, n, ɲ, ŋ̊, ŋ, f, s, ʃ, x, h, ʣ, ʤ, r, l, w, j/ and 2 level tones (H, L). Isanzu noun class system comprises 15 agreement classes with the following markers [nominal-pronominal]: 1 [mo-o], 2 [a-a], 3 [mo-o], 4 [me-e], 5 [i-la], 5a [lo/ro-lo/ro], 6 [ma-a], 7 [ke-ke], 9 [N-i,e], 10 [N-zi], 11 [lo-o], 13 [ka-ka], 15 [ko-ko], 16 [pa-pa], 17 [ko-ko],
18 [mo-mo]. Noun prefixes with /o/ are augmented with o, other noun prefixes are augmented with e. Isanzu verb structure includes following slots [morphemes]: negation [sha], subject marker [n, u, o, k, m, a/e, nominal markers], tense-aspect-mood marker 1 [e ‘present’,
a ‘past’, ka ‘narrative past’, o ‘future’], extension 1 [(k)i ‘reflexive/reciprocal’], object marker [ni, ko, mo, ke, wa, wa, nominal markers], root, extension 2 [i ‘applicative’, w ‘passive’,
z ‘causative’, ag ‘durative’, ek/ik ‘stative’], tense-aspect-mood marker 2 [ire ‘perfective’], final vowel [a ‘indicative’, e ‘subjunctive / optative / perfective’]. Phonetics and morphology of Isanzu reveal its conservative and regular nature. The results of this study may be useful in comparative and historical research of Bantu languages В статье представлены результаты полевого исследования банту языка исанзу
(F31B), который распространен в северной части Центральной Танзании. Цель исследования заключалась в описании фонетики и морфологии языка. Данные собирались
методом двуязычной элиситации с помощью 207-словного списка Сводеша, анкеты,
разработанной Г. Батибо для изучения морфологии и синтаксиса языков банту; кроме
этого были записаны, затранскрибированы и снабжены аннотацией два устных нарратива (сказка и пересказ «истории о грушах»). Анализ данных показал, что система
гласных исанзу состоит из семи гласных /i, e, a, ɔ, o, u/, система согласных включает
в себя 24 звука /p, b, t, d, k, g, m̥, m, n̥, n, ɲ, ŋ̊, ŋ, f, s, ʃ, x, h, ʣ, ʤ, r, l, w, j/, также в языке представлены два контурных тона – низкий и высокий. Система именных классов
исанзу включает в себя 15 классов со следующими показателями [номинальный-прономинальный]: 1 [mo-o], 2 [a-a], 3 [mo-o], 4 [me-e], 5 [i-la], 5a [lo/ro-lo/ro], 6 [ma-a], 7
[ke-ke], 9 [N-i,e], 10 [N-zi], 11 [lo-o], 13 [ka-ka], 15 [ko-ko], 16 [pa-pa], 17 [ko-ko], 18 [momo].
Префиксы существительных, содержащие /o/, снабжаются предпрефиксом o,
остальные префиксы – предпрефиксом e. Структура глагола в исанзу может быть
представлена следующей цепочкой слотов [морфем]: отрицание [sha], показатель
субъекта [n, u, o, k, m, a/e, показатели именных классов], видовременной показатель 1 [e ‘настоящее время’, a ‘прошедшее время’, ka ‘повествовательное прошедшее время’, o ‘будущее время’], расширитель 1 [(k)i ‘рефлексив/реципрок’], показатель объекта
[ni, ko, mo, ke, wa, wa, показатели именных классов], корень, расширение 2 [i ‘аппликатив’, w ‘пассив’, z ‘каузатив’, ag ‘дуратив’, ek/ik ‘статив’], видовременной показатель
2 [ire ‘перфектив’], конечная гласная [a ‘индикатив’, e ‘оптатив / сослагательное наклонение / перфектив’]. Фонетические и морфологические особенности языка исанзу
позволяют судить о его консервативном характере. Результаты настоящего исследования могут быть интересны специалистам, занимающимся сопоставительным
изучением языков банту, а также их историей