Показать сокращенную информацию

Araeva, Lyudmila A.en
Kameneva, Veronika A.en
Lushpey, Anastasiya A.en
Араева, Л.А.ru_RU
Каменева, В.А.ru_RU
Лушпей, А.А.ru_RU
2018-12-04T06:00:09Z
2018-12-04T06:00:09Z
2018
http://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/109137
Language interprets the world and human existence in it. Following the path laid by Étienne de Condillac and Friedrich von Humboldt, modern linguists try to understand how the thought takes shape in the language, i.e. the epistemological essence of language. The idea of the linguistic worldview was coined within the Neo-Humboldtism movement. The term linguistic worldview was derived from the concept of linguistic worldview. The study of the dialect derivatives of the Russian language is relevant in that it fills in the gaps in the description of the dialect worldview. The current research features dialectal lexical derivatives. The present linguo-cultural analysis employed the method of propositional frame modeling. The present paper focuses specifically on the dialect derivatives with –уш/а/ [–ush/a/] formant within the frame of axiological characteristics of rural women. The research revealed some stereotypical propositions within the framework of thought, as well as the emotional perception of the women referred to, thus revealing the unique nature of the rural worldview. The spiritual values that shape the dialect worldview are verbalized in the nomination of human qualities that are significant for the dialect speaker. Of all the formants in the dialect system, the dialect speaker intuitively selects the one that can explicate the whole range of evaluations that shaped the traditional value system. Thus, the propositional frame analysis of derivatives within one particular derivational niche makes it possible to describe the fragments of a unique dialect worldview and the peculiarities of its emotional interpretation by rural residentsen
Язык является интерпретацией окружающего мира и человеческого бытия в нем. Работы Э.Б. де Кондильяка и В. фон Гумбольдта предопределили обращение современной лингвистики к выявлению особенностей реализации мысли в языке, гносеологической сущности языка. Представители неогумбольдтианства обосновали существование языковой картины мира. Это привело к появлению наряду с термином «языковая картина мира» термина «диалектная картина мира». Рассмотрение диалектных дериватов русского языка является актуальным и направлено на восполнение пробелов в описании диалектной картины мира. Особая значимость настоящего исследования связана с рассмотрением диалектной производной лексики в рамках лингвокультурологического аспекта с использованием метода пропозиционально-фреймового моделирования. В статье подвергаются анализу диалектные дериваты, входящие в словообразовательную нишу с формантом –уш/а/ в пределах фрейма «аксиологическая характеристика сельских женщин». Выявлены стереотипные пропозиции в рамках направляющих мысль пропозициональных структур, а также эмоциональное восприятие именуемых женщин, что позволило увидеть уникальность мировидения сельских жителей. Заложенные в диалектной картине мира духовные ценности вербализуют- ся в акте номинации значимых для диалектоносителя человеческих качеств. Из функционирующих в диалектной системе формантов носитель диалекта интуитивно выбирает тот, который способен эксплицировать спектр оценочных суждений, сформированных в соответствии с традиционной системой ценностей. Пропозиционально-фреймовый анализ производных единиц в границах словообразовательной ниши позволяет представить фрагменты уникальной диалектной картины мира и особенностей ее эмоциональной интерпретации сельскими жителямиru_RU
enen
Сибирский федеральный университет. Siberian Federal Universityen
dialect worldviewen
linguistic stigmatizationen
pejorativeen
derivational formanten
propositional structureen
propositionen
propositional frame modeling methoden
диалектная картина мираru_RU
языковая стигматизацияru_RU
пейоративностьru_RU
словообразовательный формантru_RU
пропозициональная структураru_RU
пропозицияru_RU
метод пропозиционально-фреймового моделированияru_RU
Dialect Worldview as a Linguo-Culturological Phenomenonen
Диалектная картина мира как лигвокультурологический феноменru_RU
Journal Articleen
Araeva, Lyudmila A.: Kemerovo State University 6 Krasnaya Str., Kemerovo, 650043, Russia; araeva@list.ruen
Kameneva, Veronika A.: Kemerovo State University 6 Krasnaya Str., Kemerovo, 650043, Russia; russia_science@mail.ruen
Lushpey, Anastasiya A.: Kemerovo State University of Culture and Arts 17 Voroshilova Str., Kemerovo, 650056, Russia;ana1534@ya.ruen
Араева, Л.А.: Кемеровский государственный университет Россия, 650043, Кемерово, ул. Красная, 6ru_RU
Каменева, В.А.: Кемеровский государственный университет Россия, 650043, Кемерово, ул. Красная, 6ru_RU
Лушпей, А.А.: Кемеровский государственный институт культуры Россия, 650056, Кемерово, ул. Ворошилова, 17ru_RU
Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences; 2018en


Файлы в этом документе

Thumbnail

Данный элемент включен в следующие коллекции

Показать сокращенную информацию