Показать сокращенную информацию
Characteristics of Eastern Thought and the Philosophy of Kyoto School
Автор | Prof. Dr. Katsuhito Inoue | en |
Автор | Профессор Кацухито Иноуэ | ru_RU |
Дата внесения | 2013-10-29T02:38:36Z | |
Дата, когда ресурс стал доступен | 2013-10-29T02:38:36Z | |
Дата публикации | 2013-10 | |
URI (для ссылок/цитирований) | https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/10028 | |
Аннотация | The character of modernized Western thought can be thought to consist in the observational view which keeps a distance from things. In contrast, the character of even recent East Asian thought consists in standing within the pure experience in which there is not yet a subject or an object. For example, the Japanese philosopher Nishida Kitarō(西田幾多郎, 1870-1945) often uses the phrase “mono-to natte-mi, mono-to natte-hataraku,(物となって見、物となって働く)” which can be translated as, “Look/see by becoming the thing, work/do by becoming the thing.” This phrase means that one should see from within the thing by going within the thing. That is to say, in distinction from the West’s objectively logical thought, Nishida sought at the root of Eastern thought a thinking that becomes the ‘thing’ completely. In other words, to transcend the self, while standing in the existential world that envelops this self, and to stand on the realized plane wherein things come to appear to the extent that the self is made of nothing. In this sense, Nishida’s standpoint is related to what is called ”ko-wu, chih-chie”(knowledge which reaches all thngs 「格物致知」)in the “Ta-hsüeh”(Great Study『大學). Hence, with regards to Nishida’s philosophy, we can see that it cannot be thought in terms of a self and world, subject and environment, and other such oppositionally constituted dualisms. Rather, both terms are taken to be none other than contradictory, dialectical, and relational (sōsoku-teki相即的), and are determined ‘topologically’ (basho-teki 場所的). This means that, as opposed to the modern Western way of looking at the world from the side of the self, Nishida’s philosophy tries to look at the self from the side of the world, i.e. from the side of things. To give a much earlier example of Eastern verticality, Cheng Mingdao (程顥1032-1085) advocated what he termed a ‘compassion of heaven and earth as one body(天地一体の仁). We must pay attention to the fact that humanity is a self-awareness based not on observation but on physiological sense. Before we see the objective world, we come into contact with everything physiologically. Usually we live in pure and direct experience. There is not yet a subject or an object, and knowing and its object are completely unified. This is the most refined type of experience. Zhaolun (僧肇374-414)says in his work Zhaolun 『肇論』, “ Heaven and Earth have a common root. All being and we are one body.” And also Chuang-tzu(荘子)says in Zhuangzi 『荘子』, “Heaven and Earth live with us, everything in the universe is united with us.” | en |
Аннотация | Может показаться, что современное западное мышление заключается в философии наблюдения, которая характеризуется сохранением дистанции по отношению к вещам. Прямо противоположным является мировоззрение Восточной Азии, которое заключается в чистом опыте, где нет разделения на субъект и объект. Например, японский философ Нисида Китаро(西田幾多郎, 1870-1945) часто использует фразу «mono-to natte-mi, mono-to nattehataraku,( 物となって見、物となって働く)», которую можно перевести как «Смотри, становясь вещью; работай, становясь вещью». Смысл фразы заключается в том, что для того, чтобы увидеть мир чужими глазами, необходимо проникнуть внутрь такого смотрящего. То есть в отличие от западного объективного логического мышления Нисида искал в основе восточной мысли философию полного становления «вещью». Другими словами, чтобы выйти за пределы своего «я», находясь в реальном мире, который окружает это «я», необходимо переместиться в реализованную плоскость, где становится понятно, что «я» сделано из ничего. В этом смысле точка зрения Нисиды связана с так называемым ”ko-wu, chihchie”( знанием, которое постигает все вещи「格物致知」) в “Ta-hsüeh”(Великое учение『大 學』). Таким образом, ссылаясь на философию Нисиды, мы можем увидеть, что невозможно рассуждать, противопоставляя друг другу собственное «я» и мир, субъект и окружение и аналогичные противоположные друг другу дуализмы. Скорее, оба понятия рассматриваются не иначе, как противоречащие друг другу, диалектические и относительные ( sōsoku-teki相即 的) и определяются «топологически» (basho-teki 場所的). Это значит, что противоположно тому, как западный взгляд на мир рассматривает мир отдельно от личности, в философии Нисиды личность рассматривается с точки зрения мира, т.е. глазами вещей. В качестве более раннего примера, демонстрирующего восточную вертикальность, Чэн Миндао (程顥1032-1085) пропагандировал то, что он называл «небо и земля в одном теле»(天 地一体の仁). Необходимо обратить внимание на тот факт, что осмысление человечеством себя основано не на наблюдениях, а на физиологических чувствах. Прежде чем мы смотрим на объективный мир, мы вступаем с ним в контакт физиологически. Обычно мы живем с чистым и прямым опытом. Еще нет деления на субъект и объект, а знание и его объект абсолютно едины. Это самый чистый вид опыта. Чжаолунь (僧肇374-414)в своей работе Чжаолунь 『肇論』 говорит, «Небо и Земля имеют одно происхождение. Все мы существуем и являемся частью одного целого». Так же рассуждает Чжуан-цзы(荘子)в Чжуан-цзы『荘子』, «Небо и Земля сосуществуют в нас, все, что есть во Вселенной, связано с нами» | ru_RU |
Язык | en | en |
Издатель | Сибирский федеральный университет. Siberian Federal University. | en |
Является частью серии | Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences.;2013 6 ( 10 ); | en |
Тема | Nishida Kitarō | en |
Тема | the pure experience | en |
Тема | the compassion of heaven and earth as one body | en |
Тема | Neo-Confucianism | en |
Тема | The spirit of extension of knowledge and investigation of things | en |
Тема | the transcendent one, Awakening of Faith in the Mahayana | en |
Тема | the absolute place of nothingness | en |
Тема | Нисида Китаро | ru_RU |
Тема | чистый опыт | ru_RU |
Тема | небо и земля в одном теле | ru_RU |
Тема | неоконфуцианство | ru_RU |
Тема | дух расширения знаний и исследования вещей | ru_RU |
Тема | логика постоянной трансцендентности | ru_RU |
Тема | трансцендентное | ru_RU |
Тема | пробуждение веры в махаяну | ru_RU |
Тема | зеркало, которое отражает себя | ru_RU |
Тема | абсолютное место небытия | ru_RU |
Тема | the logic of “immanent transcendence” | en |
Тема | mirror that reflects itself | en |
Название | Characteristics of Eastern Thought and the Philosophy of Kyoto School | en |
Альтернативное название | Восточное мировоззрение и философия школы Киото | ru_RU |
Тип | Journal Article | |
Тип | Published Journal Article | |
Контакты автора | Prof. Dr. Katsuhito Inoue:Kansai University Osaka, Japan;E-mail: kinouwe@kansai-u.ac.jp | en |
Контакты автора | Профессор Кацухито Иноуэ:Кансайский университет (Осака, Япония) | ru_RU |
Страницы | 1407-1422 |