Д.О.Труфанов

Институт естественных и гуманитарных наук

ФГОУ ВПО "Сибирский федеральный университет"

(КрасГУ) 

 

Единоборства в современном обществе: ценностная социологическая концепция.

 

 

Опубликовано: XVI Уральские социологические чтения – социальное пространство Урала в условиях глобализации – XXI век. Материалы международной научно-практической конференции (Челябинск, 7-8 апреля 2006 года). В 3 ч./ Отвед. С.Г. Зырянов. – Челябинск: Центр анализа и прогнозирования, 2006. – Ч. 1. – С. 67 – 72.

 

Единоборства (рукопашный бой) в современном обществе представляют собой институализированную систему отношений, вплетенную в ткань социального взаимодействия. Сегодняшнюю социальную действительность невозможно представить без многочисленных школ и иных объединений практиков единоборств, представляющих широкий спектр направлений и видов рукопашного боя. Действительно, сегодня в нашей стране в большом количестве представлены различные школы и направления единоборств – от традиционных до прикладных. Число школ единоборств постоянно растет, количество занимающихся в них насчитывает сотни тысяч человек. Так, согласно данным, опубликованным И.А.Вороновым в 2005 г., в Москве и Санкт-Петербурге в работу секций и клубов единоборств вовлечено до 500 тыс. человек [1, с. 18]. Основной компонент, составляющий контингент занимающихся в современных школах и секциях единоборств – дети и молодежь – общности, представляющие непосредственную ценность для будущего нашего общества, переоценить которую трудно. Такое положение вещей делает современные единоборства актуальным предметом социологического анализа. Однако социологические исследования данной проблематики единичны и фрагментарны и не дают целостного представления о феномене единоборств как социальном явлении.  При этом мы считаем, что под единоборствами, как предметом социологического анализа, следует понимать специфический вид социальной практики, включающей людей, вступающих в отношения по поводу практики единоборств, практику различных видов рукопашного боя, а также институализированную систему отношений между участниками данного вида деятельности (школы, федерации, семинары, соревнования, фестивали и др.).

В 2004 – 2005 г.г. нами осуществлено социологическое исследование системы ценностных ориентаций молодежи в практике современных единоборств. Под современными мы понимаем все виды единоборств, существующие в настоящее время: как те, которые были созданы в последние десятилетия, так и насчитывающие многовековую историю, дожившие до наших дней в том или ином виде [2, с. 253]. В исследовании приняли участие 652 человека, практикующие различные виды современных единоборств, в возрасте от 14 до 30 лет, проживающие более чем в 60 городах России и ближнего зарубежья. 

Опираясь на принципы универсумной социологии, мы применили в качестве метода теорию эмоциональной направленности личности, разработанную в социологии В.Г.Немировским [3, с. 338 - 342]. Такой подход позволяет изучить «проникающие», по выражению Б.И.Додонова, ценностные ориентации личности, представленные в виде переживаний индивидом своих отношений с действительностью. Ценностные переживания индивида являются объектом соответствующей актуальной потребности. При этом ориентации на эмоциональные переживания существуют в сознании человека не изолировано, а образуют определенные комплексы. В.Г.Немировский описывает пять таких комплексов: созидание, властвование, потребление, игра, конформизм [4, с. 29 - 30]. Комплекс эмоциональных ценностей «созидание» включает ценностные ориентации, в основе которых потребности в общении, любви, смысле жизни, альтруистические и эстетические потребности, потребности в деятельности и в знаниях. Основу комплекса «властвование» составляют потребности в превосходстве, в контроле над окружающими, потребности во власти, в доминировании, в свободе, самостоятельности, в престиже, славе, эгоистические потребности. Комплекс ценных переживаний «потребление» представлен ориентациями, основанными на потребностях в комфорте, в приобретении вещей. Комплекс ценных переживаний «игра» связан с  ориентациями на переживание потребностей в романтике, а также в опасности, риске. Наконец, в основе комплекса эмоциональных ценностей «конформизм» – потребности в покровителе, в стабильности, определенности, в отрицательных эмоциях, конформистские потребности. В ценностной шкале индивида в той или иной мере могут быть представлены ориентации на различные комплексы эмоциональных ценностей. Однако, как правило, существуют доминирующие комплексы ценных переживаний, связанные с преобладающими потребностями, относящиеся к одному комплексу.

 Наши исследования показали, что современные единоборства в целом оказывают позитивное влияние на личностные структуры их практиков, продуцируя социально одобряемый тип личности. Как вид социальной деятельности, современные единоборства оказывают влияние на систему ценностных ориентаций занимающихся, обусловливая характерные изменения в ней у практиков различного возраста, имеющих различный стаж занятий и практикующих различные направления современных единоборств. Результатом наших исследований ценностных ориентаций молодежи, практикующей современные единоборства, стала ценностная социологическая концепция современных единоборств. Основные положения данной концепции  представлены далее.

1.      Современные единоборства представляют собой институт,  продуцирующий определенные социальные типы личности молодых людей.  Обладая всеми признаками социального института, современные единоборства являются устойчивой, исторически сложившейся системой социальных взаимодействий, удовлетворяющих базовые потребности индивида – в безопасности и стабильности, признании, физическом и духовном совершенствовании. Институт единоборств, как любой институализированный участок общественных отношений, предполагает наличие набора статусов с предписанным каждому статусу ролевым набором – от учеников и инструкторов до президентов федераций единоборств. При этом имеет место четкое распределение функций, прав и обязанностей каждого участника рассматриваемых взаимодействий, а также ряд деиндивидуализированных требований к статусным позициям. Наряду с этим в рамках института единоборств существует набор фиксированных образцов поведения – норм, а также механизм социального контроля, предусматривающий санкции, стимулирующие желательное поведение участников взаимодействий. Характер норм может отличаться в различных школах и федерациях единоборств в зависимости от специфики практики, ее целей и направления: от правил жесткой дисциплины в прикладных единоборствах до норм нравственного поведения в традиционных. Нормы зафиксированы в виде устных или письменных кодексов, регламентирующих поведение участников взаимодействий как внутри института единоборств, так и вне его. Различается и характер санкций, применяемых в различных школах – от жестких дисциплинарных взысканий в спортивных и боевых школах, до выражения неодобрения учителем, наставником в традиционных. Наконец, институт единоборств предполагает наличие ресурсов – материальных и моральных, материальной базы – учреждений и средств, необходимых для его функционирования. Это помещения с оборудованными спортивными залами, тренажеры и инвентарь для работы над технической составляющей практики, уважение и доверие со стороны практиков и людей в нее не включенных и т.д.  

Ценностные ориентации молодых людей, занимающихся современными единоборствами, имеют характерные черты и зависят от ряда факторов. К таким факторам относятся стаж практики единоборств, возраст практикующего, а также вид практикуемого единоборства.

2.      Социальный портрет молодежи, практикующей современные единоборства, определяется рядом характерных особенностей. Ведущими ценностями в ценностных шкалах молодых людей, практикующих современные единоборства, являются ценности комплекса «созидание», в основе которых потребности в общении, любви, смысле жизни, в знаниях, эстетические и альтруистические потребности. Важными ценностями, во многом определяющими социальное поведение данной категории молодежи являются ценности физического и духовно-нравственного совершенствования, творчества, семьи, а также материального достатка и хороших возможностей для отдыха и развлечений. Ценности комплекса властвование играют неоднозначную роль в ценностных ориентациях молодежи, практикующей современные единоборства. Так, ценности, в основе которых потребности в свободе, самостоятельности, в доминировании, а также в престиже и славе, несмотря на то, что не являются доминирующими в ценностной структуре молодых людей, принимают активное участие в регуляции их социального поведения. Напротив, ценности данного комплекса, в основе которых потребности во власти, в контроле и в превосходстве над окружающими играют весьма незначительную роль в выборе поведения молодежи, практикующей единоборства. Ценности комплекса потребление, основанные на потребностях в комфорте и приобретении вещей, являются актуальными ценностями более чем для половины опрошенных. Ценности комплекса конформизм, в основе которого потребности в покровителе, в стабильности, определенности, в отрицательных эмоциях, напротив, играют самую незначительную роль, занимая нижние ступени ценностной шкалы. Наконец, потребности в романтике и в опасности, риске, составляющие основу комплекса эмоциональных ценностей игра, так же как потребности в безопасности, являются актуальными для молодежи, практикующей современные единоборства.

3.      У молодых людей различных возрастных категорий, практикующих современные единоборства, присутствуют различия в структуре ценностей. При сохранении в качестве доминирующих ценностей комплекса созидание, нами установлены различия ценностных шкал учащейся, студенческой и работающей молодежи. Учащаяся молодежь, практикующая современные единоборства, – социальная общность, представляющая собой «деятельностный тип» личности. Ведущими ценностями у них являются ценности комплекса созидание, в основе которых потребность в деятельности, содействии окружающим, общении. Данную категорию молодежи отличают ориентации на ценности, основанные на потребностях в доминировании, в престиже, славе, в комфорте. Также учащаяся молодежь ориентирована на ценность семьи и материального достатка. Студенческая молодежь, практикующая современные единоборства  имеет характерные черты, позволяющие отнести ее представителей к «общительному типу» личности. Молодежь, составляющая данный тип отличается большей эмоциональностью, представители данной общности в большей степени ориентированы на ценность общения, эстетические переживания. Работающая молодежь, практикующая современные единоборства, по своим отличительным чертам может быть отнесена к «романтическому типу». Ведущими ценностями для представителей данной социальной группы являются ценности общения и деятельности. Они имеют выраженную ориентацию на ценности смысла жизни, физического и духовно-нравственного совершенствования,  творческую работу. Данный тип отличает также высокая актуальность потребности в знаниях. Представители рассматриваемой социальной группы ориентированы на ценности знания.  Большинство представителей работающей молодежи ориентированы на ценности свободы, самостоятельности, собственной безопасности.  Представителей данной социальной общности можно отнести к романтикам. Они в большей мере, чем представители других возрастных категорий молодежи ориентированы на переживание романтических чувств.  

4.      Практика современных единоборств выступает как фактор изменения ценностных ориентаций молодежи. При доминировании ценностей комплекса «созидание», существуют характерные различия в структуре ценностей молодых людей, имеющих различный стаж практики единоборств. Ведущими в структуре ценностных ориентаций молодежи со стажем практики единоборств до двух лет (новичков)  являются ценности, в основе которых  потребности в деятельности, в содействии окружающим, а также в доминировании и в престиже, славе. Также для них характерны ориентации на ценности семьи. В структуре ценностных ориентаций старших учеников со стажем практики от трех до пяти лет наряду с ориентацией на достижение успешных результатов в работе, на ее хорошее исполнение, присутствуют ориентации на ценности общения. Для них повышается значимость потребности в любви, в самостоятельности, свободе  и комфорте актуальность ряда потребностей комплекса созидание -  эстетических потребностей, потребностей в знаниях и смысле жизни у данной категории молодежи имеют тенденцию к снижению. Также снижается выраженность потребности в  доминировании, а потребность в опасности, риске, напротив, становится более актуальной. Повышается значимость таких ценностей, как хорошие возможности для отдыха, развлечений, достижение руководящей должности. Старшие ученики со стажем практики более пяти лет  наряду с ценностью деятельности обнаруживают высокую значимость ценностей смысла жизни, любви и содействия близким людям.  Они ориентированы на духовное развитие, нравственное самосовершенствование, активные занятия спортом, интересную творческую работу. Представители данной категории молодых людей более ориентированы на достижение материального достатка. У рассматриваемой  категории молодежи возрастает значимость альтруистических потребностей, а ориентация на доминировании существенно теряет актуальность. Имеют тенденцию к снижению некоторые потребности комплекса властвование: в свободе, самостоятельности, в доминировании, в престиже, славе. Наряду с этим происходит повышение значимости эгоистических потребностей и потребности в превосходстве над окружающими, связанной с ориентацией на приятные ощущения, когда какое-либо дело полностью зависит от Вас или когда от Ваших действий зависит судьба какого-либо человека.

5.      У молодых людей, практикующих разные направления современных единоборств, присутствуют характерные различия в структуре ценностных ориентаций. Мы рассматривали особенности ценностных ориентаций молодежи в практике прикладных (боевых), спортивных и традиционных видов единоборств. Нами обнаружено, что доминирующими ценностями молодых людей, практикующих прикладные виды единоборств, являются ценности общения, деятельности, любви. Высокую значимость для практиков прикладных единоборств имеют ценности физического у духовного совершенствования, а также семьи. Также присутствует устойчивая ориентация на материальный достаток. Потребность в содействии окружающим, проявляющаяся в стремлении к приятным переживаниям, возникающим, когда удается сделать что-либо хорошее для дорогих, близких  людей занимает четвертое ранговое место в шкале ценностей этой категории молодежи. Среди молодежи практикующей прикладные единоборства самый высокий процент верующих в Бога. Для молодых людей, практикующих прикладные виды единоборств, весьма актуальной является потребность в безопасности. Наряду с этим, чувство риска, упоение ими, азарт, острые ощущения в минуту борьбы, опасности, как ценность, выражены в меньшей степени, чем у представителей других направлений единоборств. Ценностные ориентации молодежи в практике спортивных видов единоборств характеризуются доминирующими ценностями деятельности, достижения успеха в делах, содействия близким людям, общения. У них отмечается высокая актуальность потребности в престиже, славе, а также ориентации на материальный достаток, на хорошие возможности для отдыха, развлечений.  Отличительной чертой молодых людей, практикующих контактно-спортивные виды единоборств, является выраженность потребностей в доминировании и в свободе, самостоятельности. Также практики контактно-спортивных видов единоборств в подавляющем большинстве имеют выраженную потребность в опасности, риске.  Представители данной подвыборки в большей степени, чем представители других направлений единоборств ориентированы на достижение руководящей должности и в меньшей на жизнь ради людей, независимо от профессии, места жительства, в чем проявляется низкая выраженность альтруистических потребностей. Особенности ценностной шкалы практиков бесконтактно-спортивных видов единоборств проявляются в том, что, в отличие от представителей контактно-спортивных видов единоборств, потребности в доминировании и свободе смещаются на более низкие позиции, уступая место потребностям в комфорте и в безопасности.  Для них в максимальной степени актуальна потребность в безопасности, связанная с возможностью непосредственной угрозы.   Практики бесконтактно-спортивных видов единоборств отличаются от спортсменов, практикующих контактные стили более низким уровнем значимости потребности в опасности, риске и, напротив, более высокой ориентацией на ценности познания. Также среди актуальных ценностей рассматриваемой категории молодежи ценности семьи, творчества, содействия и помощи окружающим.  Ценностные ориентации молодежи, практикующей традиционные виды единоборств, имеют характерные отличия от ценностных шкал представителей других видов практик. Ведущими ценностями практиков традиционных видов единоборств являются ценности общения, содействия и помощи окружающим, любви и познания нового. Для них в максимальной степени характерны ориентации на творчество, физическое и духовно-нравственное совершенствование, эстетические ценности. Потребность в деятельности занимает более низкую позицию в их ценностной шкале, чем у практиков других направлений единоборств.  Для них в максимальной степени актуальны романтические ценности, а потребность в доминировании, напротив, имеет самую слабую выраженность. Молодых людей, занимающихся традиционными единоборствами, в меньшей степени, чем практиков других направлений интересуют вопросы материального достатка, достижения престижа, славы, руководящей должности и наличия хороших возможностей для развлечений. 

6.      Для практиков современных единоборств характерен особый тип личности. Полученные в результате исследования данные позволяют говорить об определенном типе личности, характерном для практиков современных единоборств. Качествами, определяющими тип личности единоборцев, являются характеристики их ценностно-потребностной сферы. Основными характеристиками типа личности, присущими единоборцам, являются высокая социальная активность, ориентация на созидательные ценности, ориентация на материальное потребление, а также стремление к физическому и духовно-нравственному самосовершенствованию. Выделенные характеристики представляют собой статистическую модель, предполагающую возможность отклонений на индивидуальном уровне. Однако описанный тип личности отражает основные тенденции влияния современных единоборств на личностные структуры их практиков, проявляющиеся в ценностных ориентациях последних.

Таким образом, современные единоборства способствуют формированию социально приемлемой, «здоровой» личности. Характер ценностей и норм, культивируемых в современных единоборствах, ориентирует их практиков на более высокие уровни достижений по сравнению с «обычными» людьми. Эти факты свидетельствуют о высокой социальной ценности института современных единоборств как фактора социализации молодежи и всестороннего развития личности.

Вместе с тем нельзя не признать существование фактов негативного влияния практики единоборств на социальное поведение, когда среди правонарушителей встречаются представители тех или иных видов современных единоборств. Однако такие факты являются скорее исключительными и могут быть обусловлены как индивидуальными психическими особенностями человека, так и особенностями практики единоборств, в которую он включен. К последним, в частности, относятся  особенности личности тренера, уровень его духовного развития, характер понимания им целей практики единоборств и т.д. В этой связи чрезвычайно важным этапом, особенно для новичка, является выбор не только школы единоборств, но и наставника (тренера), к которому пойти заниматься. Не случайно многие авторы, указывая на важность данного этапа, приводят рекомендации по выбору тренера.

Полученное в результате наших исследований знание может быть использовано в работе специалистами в области современных социальных процессов, а также современных единоборств, тренерско-преподавательским составом школ единоборств, практиками единоборств со стажем и теми, кто только собирается встать в ряды занимающихся для осознанного выстраивания стратегии своего Пути.    

Вместе с тем, наши исследования свидетельствуют, что современные единоборства являются новым актуальным предметом социологического анализа. Перед общественными науками в настоящее время следует ставить задачи всестороннего анализа института современных единоборств, определения роли института единоборств в обществе, рассмотрения единоборств как фактора изменений личности и социального поведения практикующих.

Сегодня существует задача привлечения внимания социологов к данной проблематике. Результаты социологических исследований в области современных единоборств составят комплекс теоретических и практических знаний, который позволит глубже представить функционирование института единоборств в современном обществе, систему его внутренних и внешних социальных связей и его влияние на жизнь общества в целом.

 

Литература

1.      Воронов И.А. Психотехника восточных единоборств (Восточно-азиатская классическая концепция психологической подготовки единоборцев) / И.А.Воронов. – Мн.: Харвест, 2005. – 432 с.

2.      Труфанов Д.О. Социологический подход к анализу современных единоборств // Сибирский социологический вестник. Приложение к межрегиональному журналу «Образование и социальное развитие региона», №1/2005, Барнаул - Новосибирск.с. 249 - 257.

3.      Немировский В.Г., Невирко Д.Д., Гришаев С.В. Социология: Классические и постнеклассические подходы к анализу социальной реальности: Учеб. пособие. М.: Российск. Гос. Гуманит. Ун-т, 2003. - 557 с.

4.      Немировский В.Г. Базовые ценности в массовом сознании: ценностные переживания, смысл жизни и отношение к смерти, грех как социальный феномен: Курс лекций. – Красноярск, 2002. – 60 с.