Д.О.Труфанов

Институт естественных и гуманитарных наук

ФГОУ ВПО "Сибирский федеральный университет"

(КрасГУ) 

 

Эмоциональная направленность личности в практике традиционных единоборств на примере Московского Центра изучения традиционного боевого искусства  монастыря Шаолинь.

 

Опубликовано: Психолого-педагогическая наука и образование: гуманитарные технологии: Сб. материалов краевой науч. конф. студентов и молодых ученых, г. Красноярск, 22 апр. 2005 г. /  Краснояр. гос. ун-т. – Красноярск, 2005. – с. 211 - 216

 

В современных исследованиях человека и общества одно из центральных мест занимает аксиологическая проблематика. Важнейшим направлением и методом исследования ценностной сферы человека, преодолевающим рационализм традиционного исследовательского инструментария, сегодня является исследование эмоциональной направленности личности (ЭНЛ).

 Как известно, ЭНЛ составляют проникающие ориентации на определенные эмоциональные ценности, представляющие собой состояния переживания человеком своих отношений с действительностью. Эмоциональная направленность личности во многом определяет характер взаимодействия человека с действительностью, его социальное поведение. В свою очередь, характер деятельности, в которую включен индивид, во многом обусловливает особенности его эмоциональной направленности, формируя стремление к тем или иным формам удовлетворения потребностей в эмоциональном насыщении [1, 2].

Сегодня нам представляется необходимым привлечь внимание социологов к институту современных единоборств, к вопросам влияния практики единоборств на ценностные ориентации, эмоциональную направленность, социальное поведение  занимающихся. Актуальность изучения особенностей ЭНЛ практиков различных видов современных единоборств (рукопашного боя) обусловлена  увеличивающимся  количеством организаций, в рамках которых практикуются единоборства, возрастающим количеством занимающихся в этих организациях, большинство из которых –  молодежь – мощнейшая инновационная сила,  общность, имеющая важнейшее значение для будущего страны.

С целью изучения особенностей ЭНЛ практиков современных единоборств, в   2004 – 2005 гг. нами было осуществлено эмпирическое исследование, в котором приняли участие  655 человек в возрасте от 12 до 67 лет, проживающие в 60 городах России, ближнего и дальнего зарубежья. Основу метода исследования составил вопросник «Эмоциональная направленность личности» д.социол.н., проф. В.Г.Немировского [2]. Вопросник содержит перечень из 28 приятных переживаний, которые респонденту предлагается оценить по шкале: очень не нравится, не нравится, несколько не нравится, безразлично, немного нравится, нравится, очень нравится. 

Эмоциональные ценности существуют в сознании человека не изолировано, а образуют определенные комплексы.  Проф. В.Г.Немировский выделяет пять таких комплексов [2]:

1.      Созидание. Основой данного комплекса являются потребности в содействии, в помощи окружающим, в смысле жизни, эстетические потребности, потребности в любви, в деятельности, в общении, в знаниях.

2.      Властвование. Основу данного комплекса составляют потребности в превосходстве, в контроле над окружающими, потребности во власти, в доминировании, в свободе, самостоятельности, в престиже, славе, эгоистические потребности.

3.      Потребление. Данный комплекс составляют потребности  в комфорте, в приобретении вещей.

4.      Конформизм. В основе данного комплекса – потребности в покровителе, в стабильности, определенности, в отрицательных эмоциях, конформистские потребности.

5.      Игра. В основе данного комплекса лежат потребности в романтике, а также в опасности, риске.   

В данной статье  раскрываются особенности ЭНЛ практиков традиционных единоборств, на примере Московского Центра изучения традиционного боевого искусства  монастыря Шаолинь (Центр психофизического совершенствования «Единение» (далее – Центр)).  В исследовании приняли участие 42 представителя Центра в возрасте от 12 до 67 лет, имеющие стаж занятий от 1 месяца до 20 лет.

 Приведем краткую характеристику традиционных видов единоборств. Отличительной чертой традиционных видов единоборств является присутствие в практике традиционного компонента, представленного в виде ритуалов, кодексов поведения, правил, регламентирующих тренировочные процесс. Цель практики традиционных единоборств – физическое и духовное совершенствование, достижение гармонии человека с собой и с миром. Технический компонент традиционных школ несет в себе историческую традицию, сохраненную в том или ином виде. Также отличительной чертой традиционных единоборств является отсутствие соревнований и турниров, проводимых в виде соревновательных поединков. Могут присутствовать показательные выступления или соревнования с оценкой комплексов формализованных упражнений (ката, таолу). К традиционным единоборствам следует отнести такие как ушу, капоэйра, кун-фу, Вин Чун, айкидо, тайцзи цюань и т.д.

Ввиду ограниченного объема статьи, мы не приводим табличного материала, содержащего данные, позволившие нам сделать приведенные ниже выводы. Однако, подробный отчет по результатам исследования, проведенного в Московском Центре изучения традиционного боевого искусства  монастыря Шаолинь, помещен на сайте Центра в разделе «Новости», где читатель может ознакомиться со статистикой исследования. Режим доступа к главной странице сайта: http://shaolin.edinenie.ru, к разделу «Новости»: http://shaolin.edinenie.ru/index.shtml.

В результате исследования мы получили возможность  изучить структуру проникающих ценностных ориентаций воспитанников Центра изучения боевых искусств монастыря Шаолинь, г. Москвы. В скобках указаны индексы шкал, соответствующих эмоциональным ценностям (диапазон значений индекса от -3 до 3).

Ведущими ценностями для занимающихся в Центре являются радость, хорошее настроение от общения с хорошими людьми, когда видят взаимопонимание, дружбу  (I=2,880),  чувство удовлетворения, когда видишь перед собой большую цель и понимаешь, что живешь не напрасно (2,806). В структуре потребностей респондентов доминируют потребности в общении и смысле жизни. У воспитанников Центра не выявлены в качестве доминирующих агрессия, свойственная контактно-спортивным  видам единоборств, ожесточенное отношение к окружающим и к миру, которое способна сформировать сегодняшняя российская действительность. Напротив, они ориентированы на ценности любви, деятельности, получения знаний, эстетические переживания.

Характерной чертой воспитанников Центра также является высокая степень актуальности альтруистических потребностей. Респонденты стремятся испытывать чувство радости и удовлетворения, когда удается сделать что-либо хорошее для дорогих  людей, а также чувство радости, когда окружающим Вас людям удается сделать что-то лучше, чем им.  Потребности в доминировании, в превосходстве над окружающими, имеют слабую выраженность. Респонденты не стремятся доказывать во взаимодействиях с окружающими свое превосходство, используя для этого ситуацию, когда могут выполнить какое-либо дело лучше других. 

Для воспитанников Центра не является ценностью возможность осуществления власти и контроля над окружающими. При стремлении к достижению своих личных целей они, в большинстве ситуаций, склонны  заботиться об интересах окружающих - стремятся сделать так, чтобы реализация их цели не противоречила стремлениям окружающих, не ущемляла их интересов. Наряду с этим, у респондентов выражено стремление к престижу, славе:  многие испытывают радость и гордость, когда находятся в центре внимания, когда ими искренне восхищаются.

У воспитанников Центра присутствует потребность в приобретении вещей: 50% респондентов испытывают радостное волнение, нетерпение при приобретении новых вещей, предметов коллекционирования. Однако лишь у 7% из их числа данная ориентация выражена в максимальной степени. Большинство респондентов в той или иной мере стремятся к веселью, беззаботности, хорошему физическому самочувствию, наслаждению вкусной едой, отдыхом, безмятежной жизнью. 

Ценности комплекса конформизм большинству воспитанников безразличны или оцениваются ими негативно. Так, у подавляющего числа респондентов отсутствуют потребности в отрицательных эмоциях и потребность в покровителе.

Большинство респондентов стремятся к самосовершенствованию, саморазвитию. Так, 77-ми процентам  воспитанников не приносит удовлетворения состояние, когда все идет своим чередом и нет необходимости узнавать что-то новое.

Характерной особенностью Центра является также высокая выраженность у его воспитанников романтических потребностей.  Абсолютному большинству респондентов нравится испытывать чувство необычайного, таинственного, неизведанного, появляющееся в незнакомой местности, обстановке.  До 61% воспитанников Центра с удовольствием испытывают боевое возбуждение, подъем, чувство риска, упоение ими, азарт, острые ощущения в минуту борьбы, опасности. Однако только 14% из них в максимальной степени ориентированы на данные переживания. Наряду с этим, для большинства респондентов весьма актуальной является потребность в безопасности. От 88 до 92 % воспитанников с разной степенью интенсивности ориентированы на чувство уверенности, спокойствия в ситуации привычной, понятной, когда заранее известна окружающая обстановка, а также приятное ощущение безопасности, уверенности, когда знают, что никто и ничто им не угрожает.

60 % воспитанников испытывают чувство удовлетворения, радость от собственной щедрости, когда можно тратить что-либо, не задумываясь о последствиях, хотя лишь 12 % - в максимальной степени. 

 Полученные в результате исследования данные позволяют определить иерархическую структуру потребностей воспитанников Центра изучения боевых искусств монастыря Шаолинь г. Москвы по степени их выраженности:

                                                  

  1. потребность в общении (2,880)

  2. потребность в смысле жизни (2,806)

  3. потребность в содействии окружающим людям (2,690)

  4. потребность в любви (2,650)

  5. эстетическая потребность (2,576)

  6. потребность в деятельности (2,557)

  7. потребность в знаниях (2,555)

  8. потребность в романтике (2,392)

  9.  потребность в безопасности 2( 2,228)

  10. потребность в свободе, самостоятельности(1,960)

  11. потребность в помощи другим людям (1,853)

  12. потребность в престиже, славе (1,628)

  13. потребность в безопасности (1,612)

  14. потребность в комфорте (1,472)

  15. потребность в расточительстве (1,273)

  16. потребность в приобретении вещей (1,259)

  17. потребность в опасности, риске (1,243)

  18. потребность в доминировании (0,750)

  19. эгоистическая потребность (0,703)

  20. потребность в превосходстве над окружающими 2 (0,628)

  21. конформистская потребность (-0,226)

  22. потребность в стабильности, определенности 2 (-0,364)

  23. потребность в покровителе (-1,022)

  24. потребность в стабильности, определенности (-1,626)

  25. потребность в превосходстве над окружающими          (-2,090)

  26. потребность в отрицательных эмоциях (-2,123) 

  27. потребность в контроле над окружающими (-2,287)

  28. потребность во власти (-2,567)

 

  Приведенная иерархия  показывает, что в структуре потребностей, определяющих ориентации на эмоциональные ценности и социальное поведение воспитанников Центра изучения боевых искусств монастыря Шаолинь г. Москвы,  максимальную выраженность имеют потребности комплекса созидание. Напротив, потребностями, практически не влияющими или влияющими очень слабо на социальное поведение, являются потребности комплекса конформизм, а также потребности во власти, в превосходстве  и контроле над окружающими (властвование).

Таким образом, данные исследования дают основание полагать, что традиционные  единоборства, как элемент института современных единоборств, в целом продуцируют социально приемлемый и одобряемый тип личности. Однако в результате исследования становятся видны некоторые различия ЭНЛ практиков разных видов традиционных единоборств. Такое положение вещей, по-видимому, обусловлено особенностями личности наставника (тренера, учителя), уровнем и характером мотивации учеников и т.д. Исследованиям   взаимодействий внутри института единоборств, вскрытию причин и факторов, определяющих различия школ в рамках одного направления единоборств будет посвящена следующая страничка социологических исследований современных единоборств.

 

Литература.

1.      Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., 1978

2.      Немировский В.Г. Современная социология. Курс лекций. Красноярск, КГУ, 2002