Министерство образования российской федерации

красноярский государственный университет

КАФЕДРА искусствоведения

 

 

 

 

 

 

 

Искусство Античности

(Древняя Греция и Древний Рим)

 

Методические указания

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2004

 

 

 

**************************************************************************************************

 

 

ВВЕдение

Семинарские занятия являются частью лекционно-практического учебного курса «История Античности (Древняя Греция и Древний Рим)». Цель их состоит в освоении студентами языка изобразительного искусства и архитектуры античного мира и в развитии умения оперировать знаками этого языка.

В соответствии с заявленной целью процесс семинарских занятий призван решить следующие задачи:

·        контроль степени освоенности студентами лекционного материала;

·        оценка результатов самостоятельной работы студентов с научной искусствоведческой литературой;

·        постановка и решение исследовательских задач искусствоведения на материале памятников античной художественной культуры;

·        проведение первичного искусствоведческого и философско-искусствоведческого анализа шедевров искусства Древней Греции и Древнего Рима;

В методических указаниях представлены темы тринадцати семинаров, вопросы к каждому занятию, контрольные работы и тесты, список рекомендуемой литературы к учебному курсу «Искусство Античности». Темы семинаров и вопросы к ним составлены в соответствии с логикой изложения лекционного материала и учетом методологических оснований факультета искусствоведения и культурологии КГУ.

 

 

**************************************************************************************************

 

 

Задания к семинарам учебного курса
«искусство Античности»

 

Архитектура Древней Греции

семинар первый

Типы общественных сооружений Древней Греции; эволюция древнегреческого храма; древнегреческие ордерные системы; техника и технология строительства в период архаики

1.     Типы общественных зданий в Древней Греции:

·        акрополь как тип древнегреческого общественного сооружения;

·        храм как один из типов общественных сооружений Древней Греции;

·        стои, булевтерии, симпосии и пританеи как типы древнегреческих общественных зданий;

·        палестры, гимнастии, стадионы как типы древнегреческих общественных зданий;

·        театры как типы общественных сооружений Древней Греции;

·        агора как общественное сооружение Древней Греции.

2.     Архитектурные типы древнегреческих храмов:

·        этапы развития типов греческого храма;

·        греческий храм «в антах»;

·        «простиль», «амфипростиль» как архитектурные типы древнегреческого храма;

·        «периптер», «псевдопериптер» как архитектурные типы древнегреческого храма;

·        «диптер», «псевдодиптер» как архитектурные типы древнегреческого храма;

·        «моноптер», «фолос» как архитектурные типы древнегреческого храма;

·        причины появления круглых в плане типов храмов;

·        причины появления прямоугольных в плане типов храмов;

·        структурные элементы древнегреческого храма.

3.     Ордер и его составляющие:

·        понятие «ордер»;

·        характеристика основных частей ордера;

·        стереобат и колонна дорического ордера;

·        антаблемент дорического ордера: архитрав, фриз, карниз, кровля;

·        понятие «курватура»;

·        проблема «углового триглифа» и ее решение  древнегреческими мастерами;

·        стереобат, база и колонна аттического варианта ионического ордера в сравнении с малоазийским вариантом ионического ордера;

·        антаблемент аттического варианта ионического ордера в сравнении с малоазийским вариантом ионического ордера: архитрав, фриз, карниз, кровля;

·        проблема «угловой капители» и ее решение древнегреческими мастерами;

·        особенности аттического и малоазийского вариантов ионического ордера в  сравнении с дорическим греческим ордером;

·        специфика коринфского ордера (в сравнении с ионическим ордером).

4.     Причины окрашивания отдельных составляющих ордера в определенные цвета.

5.     Происхождение ордерных систем:

·        происхождение дорического ордера;

·        происхождение аттического и малоазийского вариантов ионического ордера;

6.     Техника и технология строительства древнегреческих сооружений:

·        строительные материалы, применяемые в Древней Греции периода архаики;

·        особенности строительной техники в Древней Греции периода архаики;

·        технологии изготовления колонн в Древней Греции.

 

 

 

Архитектура Древней Греции

семинар второй

Древнегреческие прахрамы, храмы архаического и раннеклассического периода

1.                  Архитектурные особенности прахрамов:

·        модели храмов из Аргоса и Перахоры (вторая половина VIII в. до н.э.);

·        храмы в святилище Аполлона в Фермосе (конец II - начало I тыс. до н.э., X в. до н.э., VII в. до н.э.);

·        храм в Дреросе (VIII в. до н.э.);

·        храм Артемиды Орфии в Спарте (IX-VIII вв. до н.э.);

·        храмы в Принии (конец VII вв. до н.э.).

2.                  Характеристика древнегреческих храмов архаического периода:

·        храм Геры в святилище Зевса в Олимпии (конец VIII-VI вв. до н.э.);

·        храм Артемиды в Эфесе (начат ок. 550 г. до н.э., сожжен в 356 г. до н.э., арх. Феодор из Самоса, Херсифрон и его сын Матаген из Кносса);

·        храм Афины Афайи на о. Эгина (заложен после 500 г. до н.э.).

3.                  Сравнительный анализ древнегреческих прахрамов и античных храмов архаического периода.

4.                  Особенности древнегреческой архитектуры периода ранней классики:

·          храм Зевса в Олимпии (460-450 гг. до н.э., арх. Либон из Элиды);

·        храм Геры в Пестуме (после 468 г. до н.э.).

5.                  Сравнительный анализ греческой архитектуры  периода архаики и античного зодчества периода ранней классики.

 

 

 

Архитектура Древней Греции

семинар третий

Древнегреческое зодчество периода высокой классики; храмы Афинского Акрополя (Пропилеи, Парфенон)

1.     Панафинейские празднества в Афинах.

2.     Характеристика архитектуры Древней Греции в эпоху высокой классики.

3.     Особенности строительной техники и технологии в Древней Греции периода высокой классики.

4.     Пропилеи Афинского Акрополя (437-432 гг. до н.э., арх. Мнесикл):

·        как образец древнегреческой архитектуры периода высокой классики;

·        как эталон монументальных входов;

·        как образец синтеза дорического и ионического древнегреческих ордеров.

5.     Парфенон Афинского Акрополя (447-432 гг. до н.э., арх. Иктин и Калликрат):

·        как репрезентант древнегреческой архитектуры периода высокой классики;

·        как эталон синтеза дорической и ионической ордерных систем;

·        как храм-камертон для участников Панафинейских шествий;

·        как особое соотношение эгоцентрического, социоцентрического и космоцентрического аспектов греческой религии.

6.     Философские идеи Анаксагора, Протагора и Эмпедокла и особенности их визуализации архитекторами Иктином, Калликратом и Фидием при создании Парфенона.

7.     Древнегреческие мифы, визуализированные на фасадах  Парфенона.

 

 

 

Архитектура Древней Греции

семинар четвертый

Древнегреческие храмы периода высокой классики; храмы Афинского Акрополя (храм Ники Аптерос, Эрехтейон); Храм Аполлона Эпикурия в Бассах

1.       Храм Ники Аптерос на Афинском Акрополе (449-421 гг. до н.э., арх. Калликрат):

·        как репрезентант древнегреческой классической архитектуры;

·        как образец ионического греческого ордера.

2.       Эрехтейон Афинского Акрополя (ок. 421-407 гг. до н.э.):

·        как образец греческой архитектуры периода классики;

·        как репрезентант ионического греческого ордера;

·        как эталон храма, посвященного нескольким Божествам.

3.       Храм Аполлона Эпикурия в Бассах (ок. 430 г. до н.э., арх. Иктин):

·        как образец древнегреческой классической архитектуры;

·        как эталон синтеза дорической, ионической и коринфской ордерных систем;

·        как образец храма, имеющий две оси ориентации.

 

 

 

Архитектура Древней Греции

семинар пятый

Древнегреческие культовые сооружения периода поздней классики; древнегреческий театр

1.       Характеристика древнегреческой архитектуры периода поздней классики в сравнении с античным зодчеством периода высокой классики. 

2.       Структурные элементы древнегреческого театра.

3.       Театр в Эпидавре (сер. IV в. до н. э., арх. Поликлет Младший):

·          как репрезентант греческой позднеклассической архитектуры;

·          как храм, посвященный Дионису.

4.       Мавзолей в Галикарнасе (ок. 353 г. до н. э., арх. Пифей и Сатир):

·        как репрезентант культовой архитектуры периода поздней классики;

·        как образец влияний архитектуры восточных стран на древнегреческую архитектуру;

·        как эталон погребального сооружения.

5.       Особенности проявления космоцентрического, социоцентрического и эгоцентрического аспектов в Галикарнасском Мавзолее.

6.       Фимела в святилище Асклепия (ок. 360-330 гг. до н.э., арх. Поликлет Младший):

·        как репрезентант архитектуры периода поздней классики;

·        как эталон круглого в плане типа храма;

·        как образец синтеза дорического и коринфского ордеров.

7.       Памятник Лисикрата (334 г. до н.э.) как репрезентант архитектуры периода поздней классики.

 

 

 

Архитектура Древней Греции

Семинар шестой

Древнегреческое зодчество эллинистического периода

1.     Особенности греческой архитектуры эллинистического периода в сравнении с греческой архитектурой периода поздней классики.

2.     Алтарь Зевса в Пергаме (180-159 гг. до н.э.):

·        как репрезентант греческой эллинистической архитектуры;

·        как образец ионического греческого ордера.

3.     Космоцентрический и социоцентрический религиозные аспекты в архитектуре алтаря Зевса в Пергаме.

 

 

 

Скульптура Древней Греции

семинар седьмой

Скульптура геометрического и архаического периодов

1.                 Особенности греческой скульптуры геометрического периода:

·        «Герой и кентавр» (бронза, VIII в. до н.э.);

·        «Воин» (бронза, VIII в. до н.э.);

·        «Конь» (бронза, VIII в. до н.э.).

2.                 Особенности греческой скульптуры архаического периода. Специфика женских и мужских изображений периода архаики.

3.                 Особенности скульптуры разных областей Греции (дорические, ионийские, аттические куросы и коры).

4.                 Сравнительный анализ статуи «Артемиды Делосской» (камень с расцветкой, VII в. до н.э.) как репрезентанта геометрического стиля в скульптуре и статуи «Геры» (мрамор, середина VI в. до н.э.) как репрезентанта архаического стиля греческой скульптуры.

5.                 Специфика рельефных композиций периода архаики:

·        композиция фронтона храма Артемиды на о. Корфу (известняк, VI в. до н.э.);

·        метопа храма С в Селиунте «Персей, убивающий Медузу» (известняк, VIв. до н.э.).

 

 

 

Скульптура Древней Греции

семинар восьмой

Период ранней, высокой и поздней классики в древнегреческой скульптуре

1.                 Характеристика скульптуры периода ранней классики в сравнении со скульптурой архаического периода:

·        статуя «Посейдона» (бронза, ок. 460 г. до н.э.);

·        статуи куросов.

2.                 Особенности рельефных изображений периода ранней классики по сравнению с рельефами архаического периода:

·  «Трон Людовизи» (мрамор, ок. 470 г. до н.э.);

·  скульптура фронтона храма Артемиды на о. Корфу (известняк, VI в. до н.э.).

3.                 Скульптура «Дискобол» (авт. Мирон, ок. 450 г. до н.э., римская копия):

·        как модель древнегреческого Космоса;

·        как эталон, являющий переход от ранней классики к периоду высокой классики.

4.                 Специфика скульптуры периода высокой классики:

·        «Дорифор» (авт. Поликлет, ок. 440 г. до н.э., римская копия);

·        «Афина и Марсий» (авт. Мирон, сер. V в. до н.э., римская копия).

5.                 Скульптурное убранство фронтонов Парфенона (авт. Фидий с учениками, мрамор, 447-432 гг. до н.э.) как репрезентант скульптуры высокой классики.

6.                 Особенности рельефных композиций периода высокой классики:

·        рельефы метоп Парфенона (авт. Фидий с учениками, мрамор, 447-432 гг. до н.э.);

·        рельефы фриза-зофора Парфенона (авт. Фидий с учениками, мрамор, 447-432 гг. до н.э.).

7.     Характеристика греческой скульптуры периода поздней классики:

·        «Менада» (авт. Скопас, сер. IV в. до н.э., римская копия);

·        «Аполлон Бельведерский» (авт. Леохар, ок. 340 г. до н.э., римская копия).

8.     Тенденции «действенности» и «созерцательности» в скульптуре периода поздней классики:

·        «Апоксиомен» (авт. Лисипп, третья четв. IV в. до н.э., римская копия);

·        «Гермес с младенцем Дионисом» (авт. Пракситель, мрамор, сер. IV в. до н.э.).

 

 

 

Скульптура Древней Греции

семинар девятый

Период эллинизма в скульптуре Древней Греции

1.                 Характеристика греческой скульптуры времени эллинизма.

2.                 Скульптурные школы эллинистического периода:

·        Школа материковой Греции:

§        «Ника Самофракийская» (мрамор, конец IV в. до н.э.);

§        «Кулачный боец» (авт. Аполлоний, бронза, Iв. до н.э.);

·        Родосская школа:

§          «Лаокоон» (авт. Агесандр, Полидор и Афинодор, мрамор, ок. 25 г. до н.э.);

·        Малоазийская школа скульптуры:

§        «Галл, убивающий себя и жену» (конец III в. до н.э., римская копия);

§        рельефы фриза Пергамского алтаря (мрамор, ок. 180 г. до н.э.);

·        Сирийская школа скульптурной пластики:

§        «Диадох» (бронза, III-II вв. до н.э.);

·        Египетская школа:

§        «Нил» (I в. до н.э., римская копия);

§        «Камея Гонзага» (сердолик, первая половина III в. до н.э.).

 

 

 

Вазопись Древней Греции

семинар десятый

1.                 Назначение греческих ваз.

2.                 Формы древнегреческих ваз.

3.                 Стили греческой вазописи:

·        геометрический стиль древнегреческой вазописи;

·        ковровый стиль греческой вазописи;

·        чернофигурный стиль вазописи;

·        краснофигурный вазописный стиль.

 

 

 

Архитектура Древнего Рима

семинар одинадцатый

Особенности древнеримской архитектуры разных периодов; типы древнеримских общественных сооружений; шедевры культовой архитектуры (Пантеон, Колизей)

1.     Периодизация искусства Древнего Рима.

2.     Характеристика архитектуры Древнего Рима периода республики.

3.     Особенности строительной техники и технологии Древнего Рима периода республики.

4.     Древнеримские строительные материалы периода республики.

5.     Характеристика архитектуры Древнего Рима периода империи.

6.     Особенности строительной техники и технологии в Древнем Риме периода империи.

7.     Древнеримские строительные материалы периода империи.

8.     Типы общественных сооружений Древнего Рима:

·        форумы как типы общественных сооружений Древнего Рима;

·        храмы как общественные сооружения Древнего Рима;

·        триумфальные арки как общественные древнеримские сооружения;

·        амфитеатры как общественные древнеримские сооружения;

·        термы как общественные древнеримские сооружения;

·        виллы как архитектурный тип общественных древнеримских сооружений;

·        древнеримские погребальные сооружения.

9.     Пантеон (118-128гг., арх. Аполлодор Дамасский):

·        как репрезентант древнеримских храмов периода империи;

·        как синтез этрусской, греческой и римской архитектурных традиций;

·        как визуализация особого соотношения космоцентрического, социоцентрического и эгоцентрического аспектов древнеримской религии.

10. Колизей (75-80гг.):

·        как эталон древнеримских амфитеатров периода империи;

·        как образец синтеза этрусских, греческих и римских архитектурных традиций;

·        как визуализация особого соотношения  космоцентрического, социоцентрического и эгоцентрического аспектов древнеримской религии.

 

 

 

Римский скульптурный портрет

семинар двенадцатый

1.     Римский скульптурный портрет как синтез староримских и эллинистических скульптурных традиций.

2.     Этапы развития скульптурного портрета в Древнем Риме:

·        скульптурный портрет эпохи Октавиана Августа;

·        скульптурный портрет династии Флавиев;

·        древнеримская портретная скульптура периода правления императора Траяна;

·        римская пластика эпохи императора Адриана;

·        скульптурный портрет династий Антонинов и Северов;

·        римская портретная скульптура II в.;

·        римский портрет второй половины III-IV вв.

 

 

 

Древнеримская монументальная живопись

семинар тринадцатый

1.     Характеристика древнеримской монументально-декоративной живописи.

2.     Первый декоративный стиль живописи Древнего Рима:

·        росписи дома Фавна в Помпеях (II в. до н.э.).

3.     Второй стиль древнеримской монументально-декоративной живописи:

·        росписи виллы Мистерий в Помпеях (сер. I в. до н.э.);

·        росписи виллы Фания Синистра (I в. до н.э.);

·        росписи дома на Палатине в Риме (рубеж I в. до н.э.- I в. н.э.).

4.     Третий декоративный стиль римской живописи:

·        росписи виллы Цицерона в Помпеях (первая половина I в. н.э.).

5.     Четвертый римский живописный стиль:

·        росписи «Золотого дома» Нерона в Риме (I в. н.э.);

·        росписи дома Пинарио Цериалиса в Помпеях(I в. н.э.);

·        росписи дома Веттиев в Помпеях (I в. н.э.).

 

 

 

**************************************************************************************************

 

 

 

контрольные работы и тесты

по курсу «Искусство Античности»

 

 

Контрольная работа №1

1.   Дать определение архитектурного термина:

а)      стереобат;

б)      интерколумний;

в)      сима;

г)      анты;

д)      антаблемент;

е)      фронтон;

ж)     метопа;

з)      эхин.

 

2.       Узнать архитектурный термин по его определению:

а)       треугольное поле фронтона без обрамляющих его карнизов;

б)      утолщение ствола дорической колонны, находящееся примерно на 1/3 общей высоты колонны;

в)       вертикальные прямоугольники дорического фриза, поверхность которых оживляется двумя вертикальными врезами и  двумя вертикальными срезами;

г)       помещение, огражденное с одной стороны колоннами и предваряющее вход в целлу храма;

д)      тип храма, имеющий колоннады перед антами по обеим торцевым сторонам;

е)       здания для официальных приемов в греческих полисах;

ж)      широкая и плоская черепица, выстилающая всю поверхность кровли древнегреческого архитектурного сооружения.

 

3.     Вопросы, связанные со знанием специфики дорического ордера:

а)       количество и способ расположения каннелюр в колонне дорического ордера;

б)      структурные элементы колонны дорического ордера;

в)       структурные элементы антаблемента  дорического ордера;

г)       особенности расположения углового триглифа во фризе дорического ордера;

д)      особенности стереобата дорического ордера.

 

 

Контрольная работа №2

1.     Дать определение архитектурного термина:

а)       скоции;

б)      каннелюры;

в)      мутулы;

г)       адитон;

д)      периптер;

е)       фасции;

ж)      фриз;

з)       акротерий.

 

2.     Узнать архитектурный термин по его определению:

а)       круглое в плане сооружение, состоящее из колоннады и перекрытия конической формы;

б)      треугольное поле фронтона без обрамляющих карнизов;

в)      два вала по боковым сторонам капители ионического ордера;

г)       выпуклые элементы базы ионического ордера, украшенные орнаментальной порезкой.

д)      три гладких, немного нависающих друг над другом выступа, составляющие архитрав ионического ордера;

е)       «святая святых» греческого храма, находящаяся в глубине целлы.

 

3.     Вопросы, связанные со знанием специфики ионического ордера:

а)       специфика базы аттического варианта ионического ордера;

б)       количество и способ расположения каннелюр в колонне ионического ордера;

в)       структурные элементы колонны ионического ордера;

г)       структурные элементы капители ионического ордера;

д)       особенности расположения волюты угловой капители в ионическом ордере;

е)       специфика аттической ионической кровли в сравнении с малоазийской ионической кровлей.

 

 

Контрольный тест №3

1.     Каким из архитектурных типов храма представлен  храм Артемиды в Эфесе:  

а)      периптер;

б)      храм «в антах»;

в)      диптер;

г)      фолос.

 

2.     Какие сцены из греческой мифологии нашли выражение на фронтонах храма Зевса в Олимпии:

а)       приготовление к состязанию на колесницах между Пелопсом и Эномаем, битва лапифов с кентаврами;

б)      двенадцать подвигов Геракла, битва гигантов с богами;

в)       подвиги героев Троянской войны, битва греков с персами;

г)       битва лапифов с кентаврами и борьба греков с амазонками.

 

3.     Фриз-зофор в Парфеноне расположен:

а)      по внутренним сторонам стен целлы;

б)      по верху внешних сторон стен целлы;

в)      над архитравом;

г)      на восточном фронтоне храма.

 

4.     В каком греческом храме получил воплощение синтез трех ордерных систем Древней Греции:

а)      в Парфеноне;

б)      в Эрехтейоне;

в)      в храме Геры в Пестуме;

г)      в храме Артемиды в Эфесе;

д)      в храме Аполлона Эпикурия в Бассах;

е)      в храме Зевса в Олимпии.

 

5.     Какой из перечисленных ниже храмов был последней классической постройкой Афинского Акрополя:

а)      Парфенон;

б)      храм Ники Аптерос;

в)      Эрехтейон;

г)      Пропилеи.

 

6.     Периптер, число колонн которого 8х17:

а)      храм Геры в Пестуме;

б)      храм Зевса в Олимпии;

в)      храм Афины Афайи на о. Эгина;

г)      храм Артемиды в Эфесе;

д)      храм Афины Парфенос;

е)      храм Ники Аптерос.

 

7.     Годы правления Перикла в Афинах:

а)      431-400 гг. до н.э.;

б)      445-430 гг. до н.э.;

в)      560-510 гг. до н.э.;

г)      334-323 гг. до н.э.

 

8.     Автор закона о сисахфии:

а)      Солон;

б)      Клисфен;

в)      Ликург;

г)      Перикл;

д)      Александр Македонский.

 

9.     Конгресс греческих полисов в Коринфе постановил:

а)      объявить войну Спарте;

б)      объявить войну Македонии;

в)      провозгласить мир Македонии с Грецией;

г)      сдаться персидскому царю.

 

10. Творение архитектора Мнесикла:

а)      Парфенон;

б)      храм Артемиды в Эфесе;

в)      храм Ники Аптерос;

г)      храм Аполлона Эпикурия в Бассах;

д)      храм Геры в Пестуме;

е)      храм Зевса в Олимпии;

ж)     Пропилеи Афинского Акрополя.

 

11. Год образования Первого Афинского Морского союза:

а)      577 г. до н.э.;

б)      477 г. до н.э.;

в)      470 г. до н.э.;

г)      457 г. до н.э.;

д)      450 г. до н.э.

 

12. Храм, имевший двухъярусные внутренние колоннады:

а)       храм Геры в святилище Зевса в Олимпии;

б)      храм Артемиды в Эфесе;

в)      храм Ники Аптерос;

г)       храм Аполлона Эпикурия в Бассах;

д)      храм Геры в Пестуме;

е)       храм Зевса в Олимпии;

ж)      Пропилеи Афинского Акрополя;

з)       храм Афины Афайи на о. Эгина;

и)      Парфенон.

 

13. Греческий храм ионического ордера:

а)       храм Геры в святилище Зевса в Олимпии;

б)      храм Артемиды в Эфесе;

в)      храм Ники Аптерос;

г)       храм Аполлона Эпикурия в Бассах;

д)      храм Геры в Пестуме;

е)       храм Зевса в Олимпии;

ж)      Пропилеи Афинского Акрополя;

з)       храм Афины Афайи на о. Эгина.

 

14. Цель введения Периклом закона о составе афинских граждан (451-450гг. до н.э.):

а)       увеличение числа равноправных афинских граждан;

б)      сокращение числа равноправных граждан в Афинах;

в)       раздел афинского общества на социальные слои по имущественному цензу;

г)       отмена имущественного ценза для афинских граждан;

д)      материальная поддержка беднейших слоев афинского населения.

 

15.  Какой государственный орган в Афинах времени Перикла обладал всей полнотой верховной законодательной, исполнительной и судебной власти:

а)      экклессия;

б)      совет пятисот;

в)      гелиэя;

г)      ареопаг;

д)      коллегия десяти стратегов.

 

16. Какой государственный орган в Афинах времени Перикла исполнял роль суда присяжных:

а)      экклессия;

б)      совет пятисот;

в)      гелиэя;

г)      ареопаг;

д)      коллегия десяти стратегов.

 

17. Размеры храма Ники Аптерос (по стилобату):

а)      110х55 м;

б)      3х5,5 м;

в)      2,4х8,14 м;

г)      5,4х8,14 м.

 

18. Сколько колонн поддерживает кровлю северного портика Эрехтейона:

а)      четыре;

б)      шесть;

в)      восемь;

г)      десять;

д)      двенадцать.

 

19. Сколько колонн и к какому ордеру принадлежащих находилось в западном помещении Парфенона:

а)      23 колонны дорического ордера;

б)      23 колонны ионического ордера;

в)      6 колонн дорического ордера;

г)      6 колонн ионического ордера;

д)      4 колонны дорического ордера;

е)      4 колонны ионического ордера;

ж)     1 колонна коринфского ордера.

 

 

Контрольная работа №4

1.     Сравнительный анализ храма Геры в святилище Зевса в Олимпии (как репрезентанта архитектуры периода архаики) и храма Геры в Пестуме (как репрезентанта архитектуры периода ранней классики).

 

2.     Пропилеи Афинского Акрополя как репрезентант древнегреческого зодчества периода высокой классики.

 

3.     Парфенон как репрезентант древнегреческой  архитектуры периода высокой классики.

 

4.     Храм Ники Аптерос как репрезентант древнегреческой  ионической архитектуры периода высокой классики.

 

5.     Эрехтейон как репрезентант древнегреческой  ионической архитектуры периода высокой  классики.

 

6.     Храм Афины Парфенос как синтез различных видов искусства.

 

7.     Храм Афины Парфенос как репрезентант всего искусства Древней Греции.

 

8.     Храм Аполлона Эпикурия в Бассах как репрезентант древнегреческой классической архитектуры.

 

9.     Актуально-исторический аспект в храм Аполлона Эпикурия в Бассах.

 

10. Актуально-исторический аспект Эрехтейона.

 

11. Особенности технического и технологического аспектов Эрехтейона.

 

12. Особенности технического и технологического аспектов Парфенона.

 

13. Особенности технического и технологического аспектов Пропилей Афинского Акрополя.

 

14. Философские идеи Анаксагора, Протагора и Эмпедокла и их визуализация на фасадах Парфенона.

 

15. Древнегреческие мифы и их визуализация на фасадах  Парфенона.

 

16. Театр в Эпидавре как храм, посвященный культу Диониса.

 

17. Специфика погребальных сооружений Древней Греции (на материале Галикарнасского Мавзолея) по сравнению с погребальными сооружениями Древнего Египта (памятник - на выбор).

 

 

Контрольный тест №5

1.     Годы строительства Колизея:

а)      70 г. до н.э.;

б)      75-80 гг.;

в)      107-113 гг.;

г)      302-305 гг.

 

2.     К какому типу храмов принадлежит храм Сибиллы в Тибуре:

а)      диптер;

б)      простиль;

в)      псевдопериптер;

г)      периптер;

д)      круглый периптер;

е)      псевдодиптер.

 

3.     На каком из форумов Древнего Рима находился храм Венеры:

а)      на Римском форуме;

б)      на форуме Траяна;

в)      на форуме Юлия Цезаря;

г)      на форуме Веспасиана;

д)      на форуме Августа;

е)      на форуме Нервы.

 

4.     Какой из древнеримских форумов, построенный архитектором Рабирием, был предназначен для хранения греческих произведений искусства:

а)      Римский форум;

б)      форум Траяна;

в)      форум Юлия Цезаря;

г)      форум Веспасиана;

д)      форум Августа;

е)      форум Нервы.

 

5.     Какая из триумфальных арок имеет такие характеристики: трехпролетная, с колоннами, размещенными перед пилонами на отдельных постаментах:

а)      арка Тита;

б)      арка Адриана;

в)      арка Септимия Севера;

г)      арка Константина.

 

6.     При какой династии римских императоров был построен Колизей:

а)      при династии Юлиев-Клавдиев;

б)      при династии Флавиев;

в)      при династии Антонинов;

г)      при династии Северов.

 

7.     Перевести с латинского названия помещений древнеримских терм:

а)      фригидарий;

б)      кальдарий;

в)      аподитерий;

г)      лаконик;

д)      тепидарий.

 

8.     Первый владелец огромной гробницы на берегу Тибра:

а)      император Тит;

б)      император Веспасиан;

в)      император Нерон;

г)      император Адриан;

д)      император Септимий Север;

е)      император Октавиан Август.

 

9.     Функции базилик в Древнем Риме:

а)       помещения для занятий спортом, спортивных состязания;

б)      помещения для купания, омовения тела;

в)       помещения для торговых операций и судопроизводства.

 

 

Контрольный тест №6

1.     Годы строительства Пропилей на Афинском Акрополе:

а)      469-450 гг. до н.э.;

б)      447-432 гг. до н.э.;

в)      437-432 гг. до н.э.;

г)      первая четверть V в. до н.э.

 

2.     К какому типу храмов принадлежит храм Афины Афайи на о. Эгина:

а)      диптер;

б)      простиль;

в)      псевдопериптер;

г)      периптер;

д)      круглый периптер;

е)      псевдодиптер;

ж)     амфипростиль;

з)      простиль;

и)      храм «в антах».

 

3.     На каком из форумов Древнего Рима находился храм Минервы?

а)      на Римском форуме;

б)      на форуме Траяна;

в)      на форуме Юлия Цезаря;

г)      на форуме Мира;

д)      на форуме Августа;

е)      на Проходном форуме.

 

4.     Сопоставить названия архитектурных памятников и даты их создания:

1)храм Афины Афайи

а)212-216 гг.

2)Парфенон

б)81 г.

3)термы Каракаллы

в)75-80 гг.

4)храм Геры в Пестуме

г)после 500 г. до н.э.

5)триумфальная арка Тита

д)100 г. до н.э.

6)храм Фортуны Вирилис

е)после 468 г. до н.э.

7)Колизей

ж)447-432 гг. до н.э.

8)Пергамский алтарь

з)42-38 гг. до н.э.

9)храм Геркулеса в Коре

и)180-159 гг. до н.э.

 

5.     Живопись этого декоративного стиля призвана раздвинуть пространство помещения. На стенах изображали колонны, карнизы, пилястры, капители с полной иллюзией реальности, вплоть до обмана зрения. Между колоннами представлены отдельно стоящие человеческие фигуры или целые многофигурные сцены с пейзажем. Сюжеты картин как мифологические, так и бытовые. Что это за стиль:

а)      I декоративный стиль;

б)      II декоративный стиль;

в)      III декоративный стиль;

г)      IV декоративный стиль.

 

6.     Скульптор, создатель работ «Аполлон Саукротон», «Гермес с младенцем Дионисом»:

а)      Мирон;

б)      Фидий;

в)      Пракситель;

г)      Скопас;

д)      Поликлет;

е)      Лисипп;

ж)     Агессандр;

з)      Аполлоний.

 

7.     Расположить римские скульптурные портреты в порядке их создания:

а)      портрет Филиппа Араба;

б)      портрет Августа в образе Юпитера;

в)      портрет Антиноя;

г)      портрет императора Константина;

д)      портрет Домиции Лонгины;

е)      портрет Септимия Севера;

ж)     портрет Максимина Фракийца;

з)      конная статуя Марка Аврелия.

 

8.     К какому типу храмов принадлежит храм Весты на Бычьем рынке:

а)      диптер;

б)      простиль;

в)      псевдопериптер;

г)      периптер;

д)      круглый периптер;

е)      псевдодиптер;

ж)     амфипростиль;

з)      простиль;

и)      храм «в антах».

 

9.     Архитектор храма Зевса в Олимпии:

а)      Иктин;

б)      Мнесикл;

в)      Калликрат

г)      Феодор из Самоса;

д)      Херсифрон;

е)      Либон из Элиды.

 

10. Храм, окруженный двумя рядами колонн:

а)      простиль;

б)      псевдопериптер;

в)      периптер;

г)      псевдодиптер;

д)      диптер;

е)      амфипростиль;

ж)     простиль;

з)      храм «в антах».

 

11. Какими ордерными системами оформлен амфитеатр Флавиев:

а)      дорической, ионической, коринфской;

б)      дорической, ионической;

в)      тосканской, ионической, коринфской;

г)      ионической, тосканской.

 

 

 

**************************************************************************************************

 

 

 

список литературы

 

Словари и справочные издания по Античности

Античная Греция. М., 1973.

Античная Греция: В 2 т. М., 1983.

Античная культура и современная наука. М.: Наука, 1985.

Античная цивилизация. М., 1973.

Античные мыслители об искусстве. М., 1938.

Античные поэты об искусстве. М.-Л., 1938.

Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997.

Асмус В.Ф. Античные мыслители об искусстве. М., 1938.

Бауер В., Дюмоц И., Головин С. Энциклопедия символов. М., 1995.

Боннар А. Греческая цивилизация: В 3 т. М., 1962.

Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 8 т. Т.1. СПб.: Лита, 2000.

Воронков А.И. Древняя Греция и Рим. М., 1961.

Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. М., 2000.

Гримм Г. Пропорциональность в архитектуре. Л., 1935.

Златковская Т.Д. У истоков европейской культуры. М., 1961.

Золотое сечение. М., 1990.

Искусство: Энциклопедический словарь школьника. М., 2000.

Лурье С.Я. Очерки по истории античной науки. М.-Л., 1947.

Мусский И. Сто великих диктаторов. М.: Вече, 2000.

Павсаний. Описание Эллады. М., 1938.

Пластические искусства: Краткий терминологический словарь. М., 1995.

Плиний Старший, Гай Секунд. Естествознание. Об искусстве. М.: Ладомир, 1994.

Популярная художественная энциклопедия. Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство: В 2 кн. М.: Сов. энциклопедия, 1999.

Словарь Античности. М., 1989.

Словарь искусств. М., 1996.

Современный словарь-справочник по искусству. М., 1999.

Хафнер Г. Выдающиеся портреты античности. М., 1984.

Хачатурян Д.К. Словарь по искусству: Архитектура. Живопись. Музыка. М.: Омега, 1999.

Художественные модели мироздания: В 2 т. Т.1. М.: НИИ РАХ, 1997.

Штаерман Е.М. Кризис античной культуры. М., 1975.

Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.1. М.: Аванта+, 2000.

 

Искусство Древней Греции

 

История Древней Греции

Геродот. История в десяти книгах. Л., 1972.

История Греции со времени Пелопонесской войны: Сб. статей. Вып.1. М., 1896.

История Древнего мира. Древняя Греция. Минск: Харвест, 1998.

История Древней Греции. М., 1986.

История Древней Греции: Учеб. для вузов. М., 2000.

История и культура Античного мира. М.: Наука, 1977.

Ксенофонт. Греческая история. Л., 1935.

Лурье С.Я. История Греции: Курс лекций. СПб., 1993.

Тюменев А.И. Очерки социальной и экономической истории Греции: В 3 т. М., 1920-1922.

Фукинид. История. Л., 1981.

 

 

Мифология и религия Древней Греции

Альтман М.С. Греческая мифология. М.-Л., 1937.

Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М., 1992.

Зелинский Ф.Ф. Древнегреческая религия. Пг., 1918.

Зелинский Ф.Ф. Из жизни идей: В 3 т. Пг., 1916.

Зелинский Ф.Ф. Религия эллинизма. Пг., 1922.

Кагаров Е.Г. Культ фетишей, растений и животных в Древней Греции. СПб.,1913.

Кулаковский Ю.А. Смерть и бессмертие в представлениях древних греков. Киев, 1899.

Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. Алма-Ата, 1985.

Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957.

Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1930.

Менар Р. Мифология в древнем и современном искусстве. Минск, 2000.

Мифологический словарь. Минск, 1989.

Мифы народов мира: В 2 т. М., 1980.

Парандовский Я. Мифология. М., 1971.

Петикус А.Г. Олимп. Мифология греков и римлян. СПб., 1913.

Штоль Г. Мифы классической древности: В 2 т. М.: Высш.шк., 1993.

 

Искусство Древней Греции

Алпатов М.В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. М.: Искусство, 1987.

Античность. Средние века. Новое время. Проблемы искусства: Сб. статей М.: Наука, 1977.

Верман К. История искусства всех времен и народов: В 2 т. Т. 1. М., 2000.

Винкельман И.И. История искусства древности. М., 1933.

Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. М., 1972.

Вощинина А.И. Античное искусство. М., 1962.

Всеобщая история искусства: В 6 т. Т. 1. М., 1956.

Гнедич П. История искусств. Репринтное воспроизведение издания 1908г.: В 3 т. Т. 1. Красноярск, 1995.

Горбунова К.С., Саверкина И.И. Античность в Эрмитаже. Л., 1975.

Грифцов Б. Искусство Греции. Пг., 1923.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств: В 3 т. Т.1. М.: Искусство, 1969.

Дмитриева Н.А., Акимова Л.И. Античное искусство. М., 1989.

Жуковский В.И. Античное искусство: Рабоч. программа. Красноярск, 1998.

Жуковский В.И. Тайны античных шедевров. Красноярск, 1997.

Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. СПб., 1995.

Искусство Древней Греции и Рима в собрании Эрмитажа. Л.: Аврора, 1975.

История искусства зарубежных стран: Учеб. для вузов искусства и культуры. Т. 3. М., 1980.

Каптерева Т.П. Античное искусство Испании и Португалии. М., 1987.

Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современников. М.: Изобразит. искусство, 1977.

Колпинский Ю.Д. Искусство Греции эпохи расцвета. М., 1937.

Колпинский Ю.Д. Искусство Эгейского мира и Древней Греции. М., 1970.

Кругликова И.Т. Античная археология. М.: Высш.шк., 1984.

Культура и искусство античного мира: Путеводитель по Эрмитажу. Л., 1974.

Культура и искусство античного мира: Сб. статей. Л., 1971.

Культура и искусство античного мира. Тр. Государственного Эрмитажа. СПб., 1997.

Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Древнего Рима. М., 1990.

Неверов О.Л. Культура и искусство античного мира: Очерк-путеводитель. Л.: Искусство, 1981.

Олимпийские игры в жизни и искусстве Древней Греции: Каталог выставки. Л.: Эрмитаж, 1980.

Полевой В.М. Искусство Греции. Древний мир. М., 1970.

Ривкин Б.И. Античное искусство. М.: Искусство, 1972 («Малая история искусств»).

Ривкин Б.И. В долине Алфея. Олимпийские игры в искусстве Древней Греции. М.: Искусство, 1969.

Сидорова Н.А. Искусство Эгейского мира. М.: Искусство, 1972.

Соколов Г.И. Античное Причерноморье. Памятники архитектуры, скульптуры, живописи и прикладного искусства. Л., 1973.

Соколов Г.И. Искусство Древней Греции. М., 1980.

Соколов Г.И. Искусство Древней Эллады. Архитектура. Скульптура. Прикладное искусство. М., 1996.

http://harpy.uccs.edu/greek/

http://arthist.cla.umn.edu/aict/html/ancient/garchaic.html

http://www.hermitage.ru/antic/

 

Архитектура Древней Греции

Белов Г.Д. Алтарь Зевса в Пергаме. Л., 1958.

Блаватский В.Д. Архитектура античного мира. М., 1939.

Брунов Н.И. Памятники Афинского Акрополя. Парфенон и Эрехтейон. М., 1973.

Брунов Н.И. Пропорции античной и средневековой архитектуры. М., 1936.

Витрувий. Десять книг об архитектуре. Т.1. М., 1936.

Всеобщая история архитектуры: В 12 т. Т.2. М., 1973.

Жуковский В.И. Тайны шедевров. Вып. 2. Парфенон. Красноярск, 1993.

Зубов В.П., Петровский Ф.А. Архитектура античного мира. М., 1940.

Колобова К.М. Древний город Афины. Л., 1961.

Сидорова Н.А. Афины. М., 1967.

Соколов Г.И. Акрополь в Афинах. М., 1968.

Соколов Г.И. Дельфы. М.: Искусство, 1972.

Соколов Г.И. Олимпия. М.: Искусство, 1981.

Шуази О. История архитектуры. М., 1935.

 

Скульптура Древней Греции

Античная скульптура из собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. М., 1987.

Блаватский В.Д. Греческая скульптура. М.-Л., 1939.

Вальдгауер О.Ф. Мирон. Берлин, 1923.

Колпинский Ю.Д. Скульптура Древней Эллады. М., 1963.

Мальберг В.К. Метопы греческих храмов. Юрьев, 1892.

Мальберг В.К. Древнегреческие фронтоны. Юрьев, 1904.

Неверов О.Л. Геммы античного мира. М., 1983.

Соколов Г.И. Античная скульптура. М., 1961.

Соколов Г.И. Мирон и Поликлет. М., 1961.

Чубова А.П. Античные мастера. Скульпторы и живописцы. Л.: Искусство, 1986.

Чубова А.П. Фидий. М.-Л., 1962.

 

Живопись Древней Греции

Блаватский В.Д. История античной расписной керамики. М., 1953.

Горбунова К.с. Чернофигурные аттические вазы в Эрмитаже. Л.: Искусство, 1983.

Росляков С.Н. Ольвия и ее искусство. Одесса, 1991.

 

Искусство Древнего Рима

 

История Древнего Рима

История Древнего мира. Древний Рим. Минск: Харвест, 1998.

История Древнего Рима. СПб., 1998.

История Древнего Рима: Учеб. для вузов. М., 2000.

Ковалев С.И. История Рима. Л., 1948.

Кузищин В.И. и др. История Древнего Рима. М., 1994.

Ливий Тит. История Рима от основания города. Т.1-3. М.: Наука, 1989-1993.

Моммзен Т. История Рима. СПб., 1993.

Моммзен Т. История Рима: В 4 т. М., 1997.

Сергиенко М.Е. Жизнь Древнего Рима. М.-Л., 1964.

Фридлендер Л. Картины из истории римских нравов от Августа до последнего из Антонинов. Т.1-2. СПб., 1873.

 

Религия и мифология Древнего Рима

Буасье Г. Римская религия от Августа до Антонинов. М., 1978.

Ревилль Ж. Религия в Риме при Северах. М., 1898.

Циркин Ю.Б. Мифы Древнего Рима. М., 2000.

 

Искусство Древнего Рима

Арган Дж.К. История итальянского искусства. Античность: В 2 т. Т.1. М.: Радуга, 2000.

Вощинина А.И. Очерк истории древнеримского искусства. Л., 1947.

Искусство этрусков и Древнего Рима. М., 1982.

Кобылина М.М. Искусство Древнего Рима. М.-Л., 1939.

Колпинский Ю.Д., Бритова Н.Н. Искусство этрусков и Древнего Рима. М.: Искусство, 1982 («Памятники мирового искусства»).

Немировский А.И., Харсекин А.И. Этруски. Воронеж, 1969.

Сидорова Н.А., Чубова А.П. Искусство Римской Африки. М., 1979.

Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. М., 1971.

Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. Архитектура. Скульптура. Живопись. Прикладное искусство. М., 1996.

Чубова А.П. Искусство Европы I-IV веков. М., 1970.

Чубова А.П. Этрусское искусство. М., 1972.

Этрусское искусство. Живопись. Скульптура. Прикладное искусство. М., 1972.

http://harpy.uccs.edu/roman/html/pompeiislides.html

http://www.hermitage.ru/antic/

http://harpy.uccs.edu/roman/html/roman.html

 

Архитектура Древнего Рима

Блаватский В.Д. Архитектура Древнего Рима. М., 1938.

Опочинская А.И. Рим. М.: Искусство, 1995 («Города и музеи мира»).

Поплавский В.С. Культура триумфа и триумфальные арки Древнего Рима. М.: Наука, 2000.

Рончевский К. Римские триумфальные арки и родственные членения. М., 1916.

Ростовцев М. Эллинистическо-римский архитектурный пейзаж. СПб., 1908.

Цирес А.Г. Архитектура Колизея. М., 1940.

http://harpy.uccs.edu/roman/html/romarch.html

 

Скульптура Древнего Рима

Античная скульптура. Рим. М., 1965.

Бритова Н.Н., Лосева Н.М., Сидорова Н.А. Римский скульптурный портрет. М., 1975.

Вальдгауер О.Ф. Римская портретная скульптура в Эрмитаже. Пг., 1923.

Вальдгауер О.Ф. Этюды по истории античного портрета. М.-Л., 1938.

Римский портрет. Л., 1974.

http://harpy.uccs.edu/roman/html/romsculp.html

 

Живопись Древнего Рима

Древнеримская живопись. Л.-М., 1966.

Кривченко В.И. Помпеи, Геркуланум, Стабии. М., 1981.

Починков А.А. Помпейские росписи. М.-Л., 1937.

Чубова А.П., Иванова А.П. Античные живописцы. М., 1966.