Д.О.Труфанов
Институт естественных и гуманитарных наук
ФГОУ ВПО "Сибирский федеральный университет"
(КрасГУ)
ТИП ЛИЧНОСТИ И УРОВЕНЬ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ПРАКТИКОВ СОВРЕМЕННЫХ ЕДИНОБОРСТВ.
Духовность, как одна из главных отличительных черт человека, есть способность к творчеству и стремление к высшим ценностям [1]. Стремление «измерить» уровень духовного развития может вызвать сомнение у приверженцев не только классических научных теорий, но и некоторых эзотерических подходов к пониманию человека. Так, представители последних, А.А.Жгутов и В.И.Кудашов, указывают на невозможность объяснения одной реальности в терминах другой [2]. Проблема состоит в изучении духовной реальности человека средствами науки с ее жесткими критериями научности. Однако, принимая во внимание тот факт, что всякая теория есть отражение реальности, выраженное в тех или иных терминах, мы считаем эвристически ценным подход к проблеме духовного развития человека с позиций современной постнеклассической (универсумной) социологии. Универсумная социология рассматривает человека в единстве его социальных, природных и духовных связей. Опираясь на русскую культурно-философскую традицию, а также традиционную восточную философию, универсумная социология рассматривает человека и его бытие в космическом измерении, как проявление фундаментального единства универсума. Важным элементом универсумной социологии является разработанная В.Г.Немировским концепция эмоциональной направленности личности, представляющая собой эффективный инструмент изучения духовного мира человека. Согласно данной концепции, объектами направленности личности являются как вербально выражаемые ценности, так и комплексы эмоциональных переживаний. Последние, являясь мощным фактором мотивации поведения индивида, представляют собой смысложизненные переживания и входят в качестве элемента в смысложизненную структуру личности [3]. Ориентации человека на те или иные комплексы смысложизненных переживаний позволяют, на основе применения соответствующих измерительных инструментов, делать выводы об уровнях духовного развития как различных социальных групп, так и отдельных индивидов. В нашем исследовании таким инструментом выступила методика «Эмоциональная направленность личности».
В рамках универсумной концепции человека ставится задача определения уровня его духовного развития, что отвечает задаче универсумного анализа современного общества. Основываясь на методологических принципах универсумной социологии, мы можем определить уровни духовного развития практиков современных единоборств. Как известно, в соответствии с принципом минимального универсума, существует семь слоев (уровней) эволюционного развития любого объекта, включая человека [4]. В работах В.Г.Немировского и Д.Д.Невирко представлена основанная на универсумном подходе типология людей в соответствии с их уровнем духовного развития [5]. Типология включает семь уровней духовного развития, составляющих эволюционный путь человека. Далее приведем указанную классификацию.
Первый эволюционный уровень – выживание. Человек, находящийся на данном уровне – человек, в буквальном смысле борющийся за выживание, главная цель которого – физическое выживание. На первом эволюционном уровне находятся солдат на войне, заключенный, бомж, а также альпинист, штурмующий горную вершину, путешественник, идущий на лыжах к Северному полюсу, люди занятые тяжелым и низкоквалифицированным трудом и т.д.
Второй эволюционный уровень – размножение, процветание. Здесь объект закрепляется на уровне устойчивого существования. Этот уровень соответствует продолжению рода, активной жизнедеятельности, творчеству (как сублимации сексуальной энергии). Главная цель человека, находящегося на втором эволюционном уровне – материальное потребление.
Третий эволюционный уровень характеризует сосредоточенность на управлении собой и внешним миром. Человек данного эволюционного уровня обладает такими качествами, как решительность, независимость, сила воли. Это человек волевой, человек управляющий. Такие люди также стремятся к материальному потреблению, но потреблению изысканному, более ориентируясь на эстетические качества вещи, нежели потребительские.
Четвертый эволюционный уровень связан с сосредоточенностью на чувствах любви, сострадания, доброжелательности. Человек, находящийся на данном эволюционном уровне – человек любящий, ощущающий свою связь с тонким миром. Такой человек с упоением занимается любимым делом, стремится создать что-то новое. Любовь определяет все его действия и поступки. Это может быть сестра милосердия, нянечка в детском саду, добрый детский писатель, учитель или врач «от Бога» и т.д.
Пятый эволюционный уровень – совершенство. У человека данного уровня выражены такие качества, как коммуникабельность, экспрессивность, высокий творческий потенциал. Это люди творческие, стремящиеся к созиданию. К данному уровню можно отнести мастеров, достигших вершин в своем деле: великих актеров, музыкантов, политиков, мастеров единоборств, художников, организаторов и т.д.
Шестой эволюционный уровень – мудрость и высшая воля. Человек, находящийся на этом эволюционном уровне имеет высокоразвитый интеллект и воображение, волевые качества и парапсихологические способности. Это человек синтезирующий, соединяющий, устанавливающий связи. К данному уровню можно отнести ученого, работающего на стыке наук и создающего новые теории, создателя нового религиозного учения, великого писателя, шеф-повара экстра-класса и т.д.
Седьмой эволюционный уровень связан со способностью к просветлению, космической любви, к контакту с космическим сознанием. Человек данного уровня – человек, имеющий связь с высоким эгрегором. Это человек просветленный, испытывающий всеобъемлющую полноту и мистический восторг бытия.
Эмоциональные ценности, представленные в методике «Эмоциональная направленность личности» (ЭНЛ) соотносятся с теми или иными уровнями эволюционного развития человека, выделенными в приведенной типологии. На данном основании мы имеем возможность использовать типологию эволюционного развития человека как инструмент для определения эволюционных уровней, характерных для практиков современных единоборств. При этом методика ЭНЛ позволяет выявить два аспекта духовного развития респондентов:
1. средний уровень ориентаций, на который ориентируют людей социальные нормы современного общества (данному уровню соответствуют ценные переживания, которые в той или иной мере нравится испытывать респондентам);
2. средний уровень ориентаций, присущий респондентам независимо от характера социальных ценностей и норм (этому уровню соответствуют все ценные переживания, испытываемые респондентами, независимо от предпочтений последних).
В результате статистического анализа предпочтений практиков современных единоборств относительно ценных переживаний нами установлено, что фактический (массовый) средний уровень духовного развития исследуемой общности равен 2,04. Наряду с этим, уровень духовного развития, на который ориентирует единоборцев включенность в различные виды социальных взаимодействий, имеет показатель 1,9. Таким образом, фактический эволюционный уровень развития практиков современных единоборств, как социальной общности, характеризуется ориентаций на материальное потребление, продолжение рода, процветание. Данный уровень характеризуется активной жизнедеятельностью, творческой активностью.
Полученный нами результат отражает массовую тенденцию духовного развития, характерную для современного общества. Так, Д.Д.Невирко отмечает, что большинство населения нашей страны – рабочие, крестьяне, чиновники, предприниматели, военные – находятся именно на втором уровне духовного развития [6]. Вместе с тем исследования, проведенные В.Г.Немировским среди населения городов Красноярска, Железногорска, Дивногорска, а также в Березовском и Емельяновском районах Красноярского края в 2005 г., показали, что уровень духовного развития, на который ориентируются респонденты (социально-детерминированный уровень ориентаций), составляет 1,12 (выживание). Массовый уровень ориентаций населения указанного района имеет показатель 2,06 (развитие). Как видим, показатель фактического среднего уровня духовного развития практиков единоборств совпадает с массовым уровнем ориентаций, характерным для жителей Красноярска и его окрестностей, отличаясь от него всего лишь на 0,02 (см. табл. 8).
уровни духовного развития |
практики современных единоборств |
жители г. Красноярска и его окрестностей |
Социально-детерминированный уровень духовного развития (средний уровень ориентаций, на который ориентируют людей социальные нормы современного общества) |
1,9
|
1,12 |
Фактический (массовый) уровень духовного развития (средний уровень ориентаций, присущий респондентам независимо от характера социальных ценностей и норм) |
2,04 |
2,06 |
Таблица 8. Сравнительная таблица уровней духовного развития практиков современных единоборств и населения Красноярска и близлежащих городов и районов.
Принимая во внимание географию нашего исследования, охватившего респондентов более чем из 60 городов от Калининграда до Владивостока, мы имеем основание предполагать, что выявленный средний (массовый) уровень духовного развития характерен для российского социума в целом. Несмотря на различия уровня ориентаций, обусловленных характерными для тех или иных общностей социальными признаками, массовый уровень эволюционного развития российского социума остается неизменным.
Вместе с тем обращает на себя внимание тот факт, на который также указывает В.Г.Немировский, что социально-детерминированный уровень духовного развития ниже, чем фактический (массовый) уровень ориентаций. Таким образом, современное состояние российского социума обусловливает более низкий уровень ориентаций людей, по сравнению с уровнем массовым, отражающим фактическую совокупность ориентаций.
Как показывает таблица 8, социально-детерминированный уровень ориентаций практиков современных единоборств как социальной общности имеет значительно более высокий показатель, чем аналогичный уровень ориентаций населения Красноярска, близлежащих городов и районов. Принимая во внимание целенаправленный характер выборки в рамках нашего исследования, мы имеем основания полагать, что более высокий уровень духовного развития единоборцев обусловлен их включенностью в специфический вид социальных взаимодействий в рамках института современных единоборств. Таким образом, практика единоборств, как фактор социализации, оказывает влияние на характер социальных ценностей, детерминирующих поведение единоборцев.
Вместе с тем, на индивидуальном уровне значения приведенных показателей могут отличаться от средних. Как показало наше исследование, фактический (массовый) уровень духовного развития практиков единоборств, имеющих двадцатилетний стаж занятий, несколько выше среднего значения и имеет показатели от 2,13 до 2,17. Встречаются и более высокие показатели, свидетельствующие о высоком уровне мастерства их носителей. Так, среди респондентов, имеющих более чем двадцатилетний стаж практики единоборств, один из самых высоких показателей уровня духовного развития имеет значение 3,51. В данном случае перед нами мастер, уровень духовного развития которого характеризуется сосредоточенностью на управлении собой и внешним миром. Для данного уровня характерны такие качества, как решительность, независимость, сила воли, избирательность в потреблении.
Некоторые различия показателей средних уровней духовного развития обнаружены нами в подвыборках практиков традиционных, спортивных и прикладных видов современных единоборств (см. табл. 9).
уровни духовного развития |
традиционные единоборства |
контактно-спортивные единоборства |
бесконтактно-спортивные единоборства |
прикладные единоборства |
социально-детерминированный уровень духовного развития |
1,93 |
1,86 |
1,90 |
1,95 |
фактический (массовый) уровень духовного развития
|
2,03 |
2,03 |
2,07 |
2,07 |
Таблица 9. Сравнительная таблица уровней духовного развития практиков традиционных, спортивных и прикладных видов современных единоборств.
Как видим, социально-детерминированный уровень ориентаций имеет неодинаковые значения в подвыборках представителей различных видов единоборств. Это связано с различием в системах ценностей и норм, лежащих в основе тех или иных видов современных единоборств. Так, более низкий показатель социально-детерминированных ориентаций практиков контактно-спортивных единоборств, на наш взгляд, связан со спецификой практики последних. Адепт контактно-спортивных видов единоборств регулярно попадает в ситуации выживания, участвуя в спортивных соревнованиях различных уровней. Ориентация на выживание здесь обусловлена как возможностью физического поражения в поединке, так и связанной с этим опасностью осуждения (опасением не оправдать ожидания значимого человека или группы) со стороны тренера и коллег (угроза социальному благополучию). В связи с этим, в потребностной структуре практиков данного вида единоборств можно отметить наибольшую актуальность потребности в доминировании (комплекс эмоциональных ценностей властвование), обусловливающей стремление побеждать, быть первым.
Обращает на себя внимание, что один из наиболее высоких показателей уровня социально-детерминированных ориентаций характерен для практиков прикладных видов единоборств. На наш взгляд, это связано с отсутствием спортивных соревнований (с применением боевой техники они невозможны): ситуации физического конфликта в среднем встречаются реже. Цель адепта прикладных единоборств – приобрести навыки выживания в реальных условиях. Реальное приобретение таких навыков или субъективное ощущение своих возможностей вследствие приобщенности к прикладной школе, ориентируют занимающегося в большей степени на уровень развития. Это отражается и на специфике структуры потребностей практиков данного вида единоборств. Так, в структуре потребностей практиков прикладных единоборств, в отличие от практиков контактно-спортивных видов, можно отметить большую актуальность ряда потребностей комплекса созидание: в общении, в знаниях, в эстетических переживаниях.
Вместе с тем у представителей всех подвыборок массовый средний уровень ориентаций остается сходным. Принимая во внимание также сходный показатель уровня массовых ориентаций жителей Красноярского края, можно предположить, что средний массовый уровень ориентаций, характерный для современного российского социума, представляет собой постоянную величину и колеблется в пределах значений от 2 до 2,1.
Однако средний уровень социально-детерминированных ориентаций у практиков всех видов единоборств, по сравнению с аналогичным показателем, характерным для жителей Красноярского края, остается высоким. В этом факте проявляется своеобразие современных единоборств как вида социальной практики, обусловливающей характерные изменения в ценностно-потребностной структуре занимающихся.
Действительно, сравнительный анализ ценностных предпочтений практиков современных единоборств и жителей Красноярского края обнаруживает различия в структуре их ценностных ориентаций. В сравнительной таблице 10 представлены первые одиннадцать ранговых мест структуры потребностей практиков современных единоборств и выявленной В.Г.Немировским структуры потребностей жителей Красноярского края [7].
ранг |
практики современных единоборств |
жители Красноярского края |
1 |
в деятельности |
в содействии окружающим |
2 |
в общении |
в любви |
3 |
в содействии окружающим |
в безопасности |
4 |
в любви |
в деятельности |
5 |
в смысле жизни |
в комфорте, отдыхе |
6 |
в знаниях |
в свободе, самостоятельности |
7 |
в свободе, самостоятельности |
в смысле жизни |
8 |
эстетическая потребность |
в безопасности |
9 |
в безопасности |
эстетическая потребность |
10 |
в комфорте, отдыхе |
в расточительности |
11 |
в доминировании |
в стабильности |
Таблица 10. Сравнительная таблица структуры потребностей практиков современных единоборств и населения Красноярска и близлежащих районов.
Как свидетельствует таблица, рассматриваемые категории респондентов имеют неодинаковую структуру потребностей. Так, первые шесть ранговых мест в структуре потребностей практиков единоборств принадлежит потребностям, лежащим в основе комплекса эмоциональных ценностей созидание. Что касается структуры потребностей жителей Красноярского края, то здесь в число первых шести ранговых мест входит потребность в безопасности, а также потребности комплекса доминирование (в свободе, самостоятельности) и потребление (в комфорте). Потребность в безопасности у единоборцев в большей мере удовлетворена и занимает девятое ранговое место. Также в десятку наиболее актуальных потребностей практиков единоборств входят потребность в общении и потребность в знаниях (соответственно второе и шестое ранговые места). В числе десяти наиболее актуальных потребностей жителей Красноярского края эти потребности отсутствуют. Вместе с тем одиннадцатое ранговое место в структуре потребностей единоборцев занимает потребность в доминировании, не представленная в числе одиннадцати актуальных потребностей жителей Красноярского края.
Таким образом, при сходном массовом уровне духовного развития практиков современных единоборств и жителей Красноярского края, существуют различия в их ценностно-потребностной структуре, отражающие характер социальных ценностей и норм, детерминирующих их социальное поведение. Современные единоборства, как специфический вид социальной практики, обусловливают более высокий уровень духовного развития, на который ориентируются занимающиеся. Можно констатировать, что, в отличие от массы жителей Красноярского края, практики современных единоборств в большей степени ориентированы на развитие, чем на выживание (проблемы выживания в целом решены). Вместе с тем у рассматриваемых категорий респондентов имеет место сходный средний уровень массовых ориентаций.
Приведенные данные позволяют говорить об определенном типе личности, характерном для практиков современных единоборств. Понимая личность как совокупность социальных черт и качеств человека, проявляющихся в его социальной деятельности, качествами, определяющими тип личности единоборцев, мы считаем характеристики их ценностно-потребностной сферы. Об особом типе личности рассматриваемой социальной общности также свидетельствуют особенности базовых ценностных ориентаций практиков единоборств. Базовые ценностные ориентации единоборцев изучались нами с помощью методики «Образ желаемого будущего», представленной в социологической анкете (см. приложение). Респондентам предлагалось представить, какие характеристики будут присущи их жизни через десять лет, и оценить их по трехчленной шкале: маловероятно, возможно, обязательно. В сравнительной таблице 11 представлены варианты ответа «обязательно», данные практиками современных единоборств и жителями Красноярского края [8].
ценность |
практики современных единоборств |
жители Красноярского края |
обязательно, % |
обязательно, % |
|
активные занятия спортом |
62 |
18 |
материальный достаток |
60 |
26 |
вера в Бога |
34 |
25 |
престиж, восхищение окружающих |
23 |
11 |
хорошие возможности для отдыха, развлечений |
45 |
25 |
хорошая семья |
64 |
55 |
руководящая должность |
29 |
13 |
интересная творческая работа |
41 |
22 |
регулярное чтение книг, посещение театров, концертов «серьезной музыки», выставок |
30 |
27 |
жизнь ради людей, независимо от профессии, должности, места жительства |
28 |
13 |
духовное развитие, нравственное самосовершенствование |
64 |
25 |
Таблица 11. Сравнительная таблица базовых ценностных ориентаций практиков современных единоборств и населения Красноярского края.
Как видно из таблицы, практики современных единоборств в большей степени, чем жители Красноярского края, ориентированы на все представленные ценности. Обращает на себя внимание устойчивая ориентация единоборцев на физическое и духовно-нравственное совершенствование. Вместе с тем единоборцев отличает выраженная ориентация на материальный достаток, хорошую семью, хорошие возможности для отдыха и развлечений.
Таким образом, мы можем выделить основные характеристики типа личности, присущие практикам современных единоборств:
1. социальная активность, выражающаяся в высоком уровне социальных притязаний, в стремлении к общению, содействию окружающим, высокому уровню достижений;
2. ориентация на созидательные ценности, основанные на потребностях в деятельности, общении, любви, знаниях, смысле жизни, содействии окружающим, эстетических переживаниях;
3. ориентация на материальное потребление, выраженная в стремлении к материальному достатку;
4. стремление к физическому и духовно-нравственному самосовершенствованию, выражающееся в соответствующих ценностных ориентациях – стремлении к активным занятиям спортом и духовному развитию.
Вместе с тем, выделенные характеристики представляют собой статистическую модель, предполагающую возможность отклонений на индивидуальном уровне. Однако описанный тип личности отражает основные тенденции влияния современных единоборств на личностные структуры их практиков, проявляющиеся в ценностных ориентациях последних.
Таким образом, современные единоборства способствуют формированию социально приемлемой, «здоровой» личности. Характер ценностей и норм, культивируемых в современных единоборствах, ориентирует их практиков на более высокие уровни достижений по сравнению с «обычными» людьми. Эти факты свидетельствуют о высокой социальной ценности института современных единоборств как фактора социализации молодежи и всестороннего развития личности.
Литература.
1. Немировский В.Г. Современная российская социология: универсумная парадигма как перспектива развития // Социология, № 1, 2004, - с. 39-49.
2. Жгутов А.А., Кудашов В.И. Наведение мостов. Человеческие существа: путь к осознанию и свободе. – Красноярск, 2001 – с. 10 – 11.
3. Немировский В.Г. Базовые ценности в массовом сознании: ценностные переживания, смысл жизни и отношение к смерти, грех как социальный феномен: Курс лекций. – Красноярск, 2002. – с. 38.
4. Немировский В.Г. Общая социология: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2004 – с. 45 – 52.
5. Невирко Д.Д. Основы универсумной теории социализации человека: Учебное пособие. – Красноярск, 2004 – с. 20 – 21; Немировский В.Г. Универсумная диагностика российского общества. – Красноярск, 2001 – с. 89 – 90.
6. Невирко Д.Д. Основы универсумной теории социализации человека: Учебное пособие. – Красноярск, 2004 – с. 20.
7. Немировский В.Г. Социологический анализ влияния региональных СМИ на массовое сознание населения Красноярского края [Электрон. ресурс] – Режим доступа: http://krskforum.raexpert.ru/mass_media/
8. Базовые ценности в сознании жителей Красноярского края выявлены В.Г.Немировским. См. Немировский В.Г. Социологический анализ влияния региональных СМИ на массовое сознание населения Красноярского края [Электрон. ресурс] – Режим доступа: http://krskforum.raexpert.ru/mass_media/